В Музее архитектуры открылась выставка, приуроченная к 25-летнему юбилею архитектурного бюро «Остоженка». Юбилей большой, всё же четверть века, а выставка маленькая.
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка расположилась в двух небольших залах в подвале Аптекарского приказа. На стенах одного из них показывают слайды и видео будней «Остоженки»: их крутят в немного убыстренном темпе, проецируя на грубый рельеф белокаменной кладки XVII века. Все вместе похоже на историческую хронику, а ощущение ретроспекции дополняет установленный в углу компьютерный раритет, настоящий Макинтош 1994 года – бюро к тому моменту существовало уже пять лет, с четырнадцатидюймовым экраном и с чертежом, открытым во вполне работающей программе – хоть садись и работай, а за спиной по стенам будут двигаться тени воображаемых коллег, можно представить себя внутри «Остоженки».
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
В другом, основном зале своды и стены сплошь покрыты ковром из цветных и черно-белых фотографий, причем в основном любительских, накопившихся за двадцать пять лет в архиве мастерской, а также снятых специально для выставки и выложенных в инстаграм. В своеобразном флешмобе подготовки к юбилею участвовали многие сотрудники, впрочем отвлекаясь лишь ненадолго – готовясь к выставке, бюро интенсивно работало над проектом концепции для «Москвы-реки», да и не только над ним.
Портреты, здания, люди, панорамы стройплощадок иногда группируются вокруг проекта или года, обозначенного характерным значком якоря #, время от времени удается разглядеть знакомые лица и известные постройки, но затем все снова сливается в поток, похожий на френд-ленту, которая, будучи наложена на древние своды, видимо поневоле овеществилась в пространстве, хотя не потеряла свойств потока, – течения жизни. За интерактивность же отвечают разложенные вокруг экземпляры фотографий, которые может забрать на память любой посетитель выставки – авторы обещают пополнять запас.
Открывая выставку, Алексанр Скокан сказал: «Что такое двадцать пять лет? Это целая жизнь для молодого человека. Половина жизни для человека зрелого. И это треть жизни для человека старого. А еще двадцать пять лет – хороший строк, потому что следующий после двадцати пяти срок только пожизненный. Так и хочется рассмотреть наш юбилей в контексте происходящих сегодня событий, являющихся фоном нашей жизни, которые кто-то воспринимает трагически, а кто-то – с пафосом. Но мы удержимся и не будем об этом говорить, а будем всем говорить «спасибо». Спасибо музею, который уже в третий раз позволяет нам резвиться и гулять в этих стенах. Спасибо МАрхИ и Илье Лежаве, который является крестным отцом нашего бюро. Спасибо тем, кто сделал эту выставку – автору концепции Ксении Бердниковой, Марии Дехтяр, Ване Воронежскому».
Отдельное спасибо и аплодисменты публики достались компании «Лик», которая постоянно сотрудничает с «Остоженкой», и специально для выставки по проекту архитекторов сделала и подарила музею лестницу: черная металлическая лестница, похожая на фрагмент винтовой, теперь ведет нас из двора в подвал, и установлена она прямо на сводах. Поэтому макет лестницы в масштабе 1:1 потребовалось привезти на место, примерить и доработать перед изготовлением окончательного варианта. «С этими людьми работаешь, как в сказке, – сказал Александр Скокан о компании «Лик», – объясняешь им, что нужно, а они говорят: ложись спать, утро вечера мудренее, – наутро встаешь, а они всё сделали, да еще и гораздо лучше, чем ты себе мог представить».
Выставка "Остоженка. 25«. Фотография предоставлена бюро »Остоженка"
По словам Александра Скокана работа над проектом лестницы ничуть не менее интересна, чем градостроительные проекты, с которыми в последнее время все чаще работает мастерская: «Мы одновременно занимаемся проектом масштаба целого города – Москвой-рекой, но и чисто дизайнерские проекты, такие, как эта лестница, нам не менее интересны».
Андрей Гнездилов, который сейчас занимает должность главного архитектора НИиПИ Генплана и поэтому присутствовал на выставке как гость, сказал о выставке, в подготовке которой он не мог участвовать, так: «Маша, Ксения и Ваня нашли потрясающий, очень точный язык для того, чтобы показать, что такое эти двадцать пять лет. Именно так мы вспоминаем нашу жизнь, воспоминания рассыпаются на пиксели – мгновенные образы. Я был ошарашен, когда это увидел. Кажется, что это хаос – но это то, из чего я состою. Мы все состоим из фрагментов, перемешанных так, что уже трудно различить где «я», а где «мы».
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Мария Дехтяр сравнила оформленное фотографиями сводчатое пространство с пещерой, покрытой мозаикой и добавила: «Проекты уже и так все знают, а мы хотели сделать это событие больше похожим на день рождения. И такой фотоальбом – самый подходящий формат». Мария придумала логотип выставки, в виде скрещенных, расположенных по вертикали римских цифр XX и V: он ассоциируется и с буквой V – Victoria и с окнами дома «Посольского дома» в Борисоглебском переулке.
Улыбки, смех, сосредоточенная работа на проектом, увлеченное обсуждение каких-то проблем, чаепитие, застолье, авторский надзор – в фоторетроспективе можно наблюдать совершенно разные, порой, казалось бы, незначительные моменты из жизни сотрудников «Остоженки». Но все они подтверждают слова одного из соучредителей мастерской Дмитрия Гусева: «С самого начала у нас была дружеская, полусемейная обстановка, которая напоминала компанию людей, собравшихся вместе делать конкурс. Она не носила оттенка формального коллектива – всем друг с другом было хорошо и интересно. Обстановка в мастерской дает заряд неформального творчества, когда поддерживается мотивация не финансовая, а профессиональная. При том, что каждый работает в своем стиле».
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Получившееся сочетание новой лестницы, сделанной для музея – реальной и притом дизайнерской работы, которая останется и будет приносить свою небольшую, но реальную пользу, с намеренно непафосной, легкой и живой, дружеской, а не отчетной экспозицией, – получилось очень, по большому счету, правильным. Спокойное, чуть ироничное отношение к себе и желание сделать другим подарок на свой день рождения – ну, как принято у хоббитов, – со стороны хорошо известного бюро, занятого крупными московскими проектами – страшно подкупает.
Впрочем и невозможно было иначе показать все вещи «Остоженки» в очень небольшом, пусть и уютном, зале, так и получилось: четверть века как штрих, – сложилась картина пестрая, но монолитная. Она существует только целиком, ее нельзя разделить, как нельзя разобрать мозаику на кусочки смальты, дождь на капли или лес на отдельные листья.
|