Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.12.2014

Пикселы памяти

Татьяна Пашинцева
Мастерская:
АБ «Остоженка»

В Музее архитектуры открылась выставка, приуроченная к 25-летнему юбилею архитектурного бюро «Остоженка». Юбилей большой, всё же четверть века, а выставка маленькая.

Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка расположилась в двух небольших залах в подвале Аптекарского приказа. На стенах одного из них показывают слайды и видео будней «Остоженки»: их крутят в немного убыстренном темпе, проецируя на грубый рельеф белокаменной кладки XVII века. Все вместе похоже на историческую хронику, а ощущение ретроспекции дополняет установленный в углу компьютерный раритет, настоящий Макинтош 1994 года – бюро к тому моменту существовало уже пять лет, с четырнадцатидюймовым экраном и с чертежом, открытым во вполне работающей программе – хоть садись и работай, а за спиной по стенам будут двигаться тени воображаемых коллег, можно представить себя внутри «Остоженки».
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В другом, основном зале своды и стены сплошь покрыты ковром из цветных и черно-белых фотографий, причем в основном любительских, накопившихся за двадцать пять лет в архиве мастерской, а также снятых специально для выставки и выложенных в инстаграм. В своеобразном флешмобе подготовки к юбилею участвовали многие сотрудники, впрочем отвлекаясь лишь ненадолго – готовясь к выставке, бюро интенсивно работало над проектом концепции для «Москвы-реки», да и не только над ним.

Портреты, здания, люди, панорамы стройплощадок иногда группируются вокруг проекта или года, обозначенного характерным значком якоря #, время от времени удается разглядеть знакомые лица и известные постройки, но затем все снова сливается в поток, похожий на френд-ленту, которая, будучи наложена на древние своды, видимо поневоле овеществилась в пространстве, хотя не потеряла свойств потока, – течения жизни. За интерактивность же отвечают разложенные вокруг экземпляры фотографий, которые может забрать на память любой посетитель выставки – авторы обещают пополнять запас.

Открывая выставку, Алексанр Скокан сказал: «Что такое двадцать пять лет? Это целая жизнь для молодого человека. Половина жизни для человека зрелого. И это треть жизни для человека старого. А еще двадцать пять лет – хороший строк, потому что следующий после двадцати пяти срок только пожизненный. Так и хочется рассмотреть наш юбилей в контексте происходящих сегодня событий, являющихся фоном нашей жизни, которые кто-то воспринимает трагически, а кто-то – с пафосом. Но мы удержимся и не будем об этом говорить, а будем всем говорить «спасибо». Спасибо музею, который уже в третий раз позволяет нам резвиться и гулять в этих стенах. Спасибо МАрхИ и Илье Лежаве, который является крестным отцом нашего бюро. Спасибо тем, кто сделал эту выставку – автору концепции Ксении Бердниковой, Марии Дехтяр, Ване Воронежскому».

Отдельное спасибо и аплодисменты публики достались компании «Лик», которая постоянно сотрудничает с «Остоженкой», и специально для выставки по проекту архитекторов сделала и подарила музею лестницу: черная металлическая лестница, похожая на фрагмент винтовой, теперь ведет нас из двора в подвал, и установлена она прямо на сводах. Поэтому макет лестницы в масштабе 1:1 потребовалось привезти на место, примерить и доработать перед изготовлением окончательного варианта. «С этими людьми работаешь, как в сказке, – сказал Александр Скокан о компании «Лик», – объясняешь им, что нужно, а они говорят: ложись спать, утро вечера мудренее, – наутро встаешь, а они всё сделали, да еще и гораздо лучше, чем ты себе мог представить».
Выставка "Остоженка. 25«. Фотография предоставлена бюро »Остоженка"
Выставка "Остоженка. 25«. Фотография предоставлена бюро »Остоженка"

По словам Александра Скокана работа над проектом лестницы ничуть не менее интересна, чем градостроительные проекты, с которыми в последнее время все чаще работает мастерская: «Мы одновременно занимаемся проектом масштаба целого города – Москвой-рекой, но и чисто дизайнерские проекты, такие, как эта лестница, нам не менее интересны».

Андрей Гнездилов, который сейчас занимает должность главного архитектора НИиПИ Генплана и поэтому присутствовал на выставке как гость, сказал о выставке, в подготовке которой он не мог участвовать, так: «Маша, Ксения и Ваня нашли потрясающий, очень точный язык для того, чтобы показать, что такое эти двадцать пять лет. Именно так мы вспоминаем нашу жизнь, воспоминания рассыпаются на пиксели – мгновенные образы. Я был ошарашен, когда это увидел. Кажется, что это хаос – но это то, из чего я состою. Мы все состоим из фрагментов, перемешанных так, что уже трудно различить где «я», а где «мы».
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мария Дехтяр сравнила оформленное фотографиями сводчатое пространство с пещерой, покрытой мозаикой и добавила: «Проекты уже и так все знают, а мы хотели сделать это событие больше похожим на день рождения. И такой фотоальбом – самый подходящий формат». Мария придумала логотип выставки, в виде скрещенных, расположенных по вертикали римских цифр XX и V: он ассоциируется и с буквой V – Victoria и с окнами дома «Посольского дома» в Борисоглебском переулке.

Улыбки, смех, сосредоточенная работа на проектом, увлеченное обсуждение каких-то проблем, чаепитие, застолье, авторский надзор – в фоторетроспективе можно наблюдать совершенно разные, порой, казалось бы, незначительные моменты из жизни сотрудников «Остоженки». Но все они подтверждают слова одного из соучредителей мастерской Дмитрия Гусева: «С самого начала у нас была дружеская, полусемейная обстановка, которая напоминала компанию людей, собравшихся вместе делать конкурс. Она не носила оттенка формального коллектива – всем друг с другом было хорошо и интересно. Обстановка в мастерской дает заряд неформального творчества, когда поддерживается мотивация не финансовая, а профессиональная. При том, что каждый работает в своем стиле».
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Остоженка. 25». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Получившееся сочетание новой лестницы, сделанной для музея – реальной и притом дизайнерской работы, которая останется и будет приносить свою небольшую, но реальную пользу, с намеренно непафосной, легкой и живой, дружеской, а не отчетной экспозицией, – получилось очень, по большому счету, правильным. Спокойное, чуть ироничное отношение к себе и желание сделать другим подарок на свой день рождения – ну, как принято у хоббитов, – со стороны хорошо известного бюро, занятого крупными московскими проектами – страшно подкупает.

Впрочем и невозможно было иначе показать все вещи «Остоженки» в очень небольшом, пусть и уютном, зале, так и получилось: четверть века как штрих, – сложилась картина пестрая, но монолитная. Она существует только целиком, ее нельзя разделить, как нельзя разобрать мозаику на кусочки смальты, дождь на капли или лес на отдельные листья.