Видеозапись лекции, состоявшейся в школе МАРШ 2 октября 2014 года.
Продолжаем публикацию видеозаписей лекций Александра Раппапорта.
– Было ли простым общение со слушателями?
– И да и нет. Я старался, как мог, сделать это общение искренним и доходчивым. Но тут я столкнулся с тем, что современные студенты со школьной скамьи и до диплома остаются не освоившими само мышление. Они ориентируются на знания и авторитеты, их личная позиция, принципы остаются во власти авторитетов и общих мнений. Язык их рефлексии, как правило, не обладает философской культурной подготовкой, то есть репертуаром возможных точек зрения и все эти точки зрения сводятся к устаревшим категориям «истина-ложь» и «свое и чужое».
Для российских студентов в этом сказывается наследие тоталитарной идеологии последнего столетия, а для западных – культ модной философской критики – и то, и другое можно считать неудачным наследием догматического и критического марксизма.
Они по-прежнему ориентируются на чужое знание и чужую технику – будь то математика, физика, социология или компьютерная и космическая технология. Но сегодня, на мой взгляд, это уже анахронизм и будущее архитектуры не может определяться ни инфантилизмом авангарда двадцатых годов, ни мудростью естественных и общественных наук (последние к тому же пока что особой мудрости и не демонстрируют).
А браться за выработку собственной профессиональной идеологии невозможно без соответствующего мыслительного навыка, которого им недостает и в результате архитектура скатывается в область дизайнерского ширпотреба, который существует во времени принципиально иначе, чем архитектура в моем ее понимании – то есть ориентированная на большое время и бессмертие. А дизайн – на малое время и смерть. Отсюда мертвечина всей современной архитектуры.
И это подтверждается нынешней бездуховностью архитектуры, ее ориентацией на гигиену, комфорт и моду, то есть современные идолы общественного мнения массового общества.
Для того, чтобы осмыслить эту ситуацию, архитектор должен быть способен критически осмысливать самые базовые категории бытия и мира – пространство, время, субстанцию, индивидуальность, жизнь и смерть. А такое может себе позволить только очень глубоко образованный и свободный ум, свободный от идеологической индоктринации и пропаганды.
|