Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.10.2014

Обретенное время

Объект:
Квартира французского коллекционера Пьера-Кристиана Броше
Адрес:
Россия, Москва.
Авторский коллектив:
Архитектор: Сабина Мамедова

Компания ARCH-SKIN приняла участие в создании дизайна новой квартиры известного французского коллекционера Пьера-Кристиана Броше.

Пьер-Кристиан Броше – известный меценат, обладатель одной из самых крупных коллекций современнного искусства. 22 года он живет в Москве и все это время активно поддерживает молодых и начинающих художников. 1989 год стал для Броше поворотным – переехав в Россию, он приобрел первые работы для своей русской коллекции в галерее Айдан Салаховой и тогда же познакомился с художницей Анной Голицыной (Аннушкой), которая впоследствии стала его женой, – именно ей коллекционер обязан знакомством с художниками с Чистых прудов (Константином Звездочетовым, группой «Чемпионы мира» и другими). А год спустя Броше встретился с ленинградцами Сергеем Бугаевым (Африкой), Тимуром Новиковым, Георгием Гурьяновым, Владиславом Мамышевым-Монро. В начале 1990-х квартира коллекционера стала площадкой московского авангарда, где кипела художественная жизнь, проходили выставки и обсуждения современного искусства. С тех пор коллекция Броше значительно разрослась, поэтому некоторым арт-объектам, входящим в нее, пришлось обосноваться в офисе.
 
Новая квартира в известном доходном доме страхового общества «Россiя» на Сретенском бульваре, куда Пьер-Кристиан Броше недавно переехал вместе с женой и двумя детьми – дочерью Аполлинарией и сыном Эммануэлем, позволила наконец собрать коллекцию на одной территории: анфилада из просторных комнат с высокими потолками и парадными двустворчатыми дверями оказалась идеальным пристанищем для масштабных полотен и антикварной мебели конца XVIII – начала XIX веков.
Любовь к вещам с историей подсказала не менять планировку новой квартиры в угоду моде на открытые студийные интерьеры: в такой домашней обстановке удобно время от времени устраивать выставки и беседы об искусстве, следуя традиции французских салонов XVIII века.

Длинный коридор – константа классической экспозиции. Строгий тон здесь задают черные и белые миры концептуалистов – Валерия Чтака и Олега Кулика, Анны Желудь и Павла Пепперштейна, «Черный квадрат» Николая Маценко и «Одалиска» Айдан Салаховой. Ахроматичная палитра художественных работ поддержана стерильно белыми стенами и дверями, а также черно-белой графикой пола, выложенного керамикой ARCH-SKIN по эскизам Ариадны Шмандуровой и Антона Несмелова. Выбеленная поверхность стен, на которых размещены полотна Арсена Савадова, Алексея Каллимы, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ивана Чуйкова, Тимура Новикова и жены хозяина, создает в квартире дополнительное измерение – пространство искусства, наложенное на жилой интерьер. Оно получает развитие даже в ванной комнате, убранство которой составляют картины и мебель из коллекции Пьера-Кристиана Броше. Общий экспозиционный принцип не соблюдается только в спальне, где картины развешаны по стенам, оклеенным обоями люксового бренда «Donghia NY» (дизайнеры Поль Матье и Майкл Рей). В остальном доминирует белый – по признанию хозяина дома, этот цвет наполняет энергией и новизной пространство, в котором сосуществуют произведения художников конца XX – начала XXI веков и старинная мебель пушкинских времен.
Одинаково глубокую любовь к произведениям современного искусства и предметам старины Пьер-Кристиан Броше объясняет своим стремлением через коллекционирование, с одной стороны, влиять на формирование художественного вкуса, с которым завтра будет ассоциироваться нынешнее время, а с другой – сохранять культуру страны, успевшей за два десятилетия стать ему родиной: неслучайно коллекционер связал свою жизнь с родом князей Голицыных, которые из поколения в поколение поддерживали искусство, ощущая себя наследниками великой культуры. «Не вижу смысла собирать современное искусство, игнорируя прошлое», – подытоживает свои рассуждения коллекционер.