Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2014

Послушай голову

Полина Патимова

О ежегодном фестивале Moscow Design Week, экспозиции которого отрыты до воскресенья включительно.


Moscow Design Week, проходящая в этом году в пятый раз, по традиции выбрала своей основной площадкой большой зал в центре дизайна Artplay, строение №2. Здесь на двух этажах показывают разнообразные дизайн-объекты: мебель, скульптуры, плакаты. Общая тема выставки: «Innovation to save the planet» – проблема сохранения планеты и ее ресурсов, причем человек рассматривается как один из ценных ресурсов. Тема популярная, она вдохновляет архитекторов и дизайнеров на эксперименты и открытия уже многие годы, достаточно вспомнить недавнего лауреата Прицкеровской премии Шигеру Бана с его дешёвыми и быстровозводимыми картонными домами для людей, оставшихся без крова.

Заметным гостем выставки стала всем знакомая (и родная) IKEA, выделяющаяся среди большинства участников не только бюджетностью продукции, но и павильоном, который выглядит как настоящий дом с двускатной крышей. Кровати, усыпанные подушками, вместительные шкафы, деревянные лошадки, уютные торшеры и вереница кухонных кранов, словом, полный набор для создания уюта простыми средствами. Кстати, в субботу, 18 октября, представители компании прочтут лекцию «Будит любовь. Будит природа» – именно так звучит икеевский девиз в этом сезоне.

Организаторы графического фестиваля Weltformat, прошлой осенью привозившие плакаты из Люцерна во ВШЭ, в этом году провели для москвичей экскурс в мир графического дизайна, рассказав об айдентике, развитии шрифта и конечно, о собственном фестивале. Как? На примере своих работ, разумеется. О роли плаката в жизни современного горожанина зрители могут задуматься, изучая швейцарские примеры, расположившиеся на третьем этаже. Плакаты выполнены в разных техниках и форматах, и каждый из них поставлен на деревянный мольберт.

Широко анонсированная инсталляция школы «Там-там», заведения для молодых дизайнеров, основанного лидером «Алхимии» Алессандро Гурьеро, вынесена организаторами на улицу и установлена на балконе таким образом, что сразу из-за скульптур открывается вид на Спасо-Андроников монастырь. Лаконичные головы-истуканы из белого пластика не чужды любоначадия: из уст каждой из Whispering Heads (шепчущих голов) доносятся негромкие голоса, излагая рекомендации: работать, почитать многих богов, думать о цикличности жизни. Самые понятные мысли излагают женские голоса, полунаучную абракадабру – мужской, а последняя голова в цепочке и вовсе издает лишь мерное гудение.

Обобщив и переосмыслив скульптуры с Острова Пасхи, дизайнеры предложили современным горожанам поговорить почти что со стенами – белыми, непреступными и полностью искусственными. Само по себе это предложение уже хороший повод поразмыслить.

Самый культовый проект Moscow Design Week – «Design SuperHeroes», знакомящий широкую общественность с гуру мирового дизайна и их изделиями, в этом году на поверку обернулся полупустым темным залом с ироничными изделиями группы «Мемфис» и несколько другими иконами дизайна: диван-губы, фаллические кактусы, кресла-шестеренки. Под всеми изделиями откровенно не хватает подписей с именами авторов: видимо, зритель попросту не имеет права их не знать.

В этом же зале  расположился концептуальный куб: портал в человеческий рост, внешняя часть которого темна, как ночь, а внутренняя представляет собой множество светящихся прямоугольников, напоминая зрителю об эстетике Захи Хадид и одновременно провозглашая: «Движение как элемент дизайна». Игра со светом ведется и на единственной белой стене зала: здесь поселились красивые композиции, созданные электрическими светильниками. Тему графических параллелепипедов продолжает лес прямоугольных колонн с суперграфикой, напротив окна на этаж выше. 

Несколько пугающее внедрение техники в человеческий разум продемонстрировано дизайн-бюро «Варенъйе Организм», причем буквально: с помощью шлема посетители выставки могут поучаствовать в странной игре, когда их голова становится джойстиком, управляющим реальностью. Организаторы обещают, что через пару лет весь мир будет подвластен нашим мозговым волнам и предлагают начинать тренироваться уже сегодня – такая вот технократическая утопия.

Расширение географии дизайна и нанесение на карту российского потребителя новых точек всегда было одной из важных задач Moscow Design Week. В этом году внимание кураторов привлек к себе австрийский промышленный дизайн – и не напрасно: глядя на эти предметы (даже самые биоморфные), сразу вспоминаешь, на каком языке говорил Баухауз. Простые геометрические объемы и ахроматические сочетания цветов по-прежнему актуальны – особенно когда это сделано с таким вкусом и любовью. К сожалению, на арт-объектах нельзя посидеть – это строго запрещено.

На выставочной площадке, слева от лестницы, была организована небольшая библиотека, где посетители в уютной обстановке могут полистать многочисленные печатные материалы выставки. Мебель для этого уголка предоставлена компанией Bene: гости могут вдоволь покрутиться вокруг своей оси в креслах с высокими подголовниками из серии Parcs, а также попробовать себя в роли дизайнера, нарисовав рабочее место своей мечты. 

Совсем рядом с библиотекой гости могут полюбоваться на красивую домашнюю утварь – в том числе на изделия Alessi: те самые программные серебристые чайники и штопоры. 

Дизайн не был бы дизайном, если бы не адресовался напрямую к потребителю. Именно поэтому выставка включает в себя Design Market, где можно купить книги и журналы по теме, а также дизайнерские украшения, технические аксессуары и некрупный декор.  

Как ни странно, самыми занятными и привлекательными объектами выставки оказались вещи простые и осязаемые, те, что можно купить прямо сейчас: мебель, обтянутая 3D-текстилем и не боящаяся дождя и солнца, модульные системы из закаленного стекла, керамические светильники. Центром притяжения посетителей стал еще один деревянный павильон-домик, сверху донизу заполненный старыми выпусками журнала Seasons, которые можно свободно забирать с собой. Напротив этого павильона расположились мобильные стенды издательства TATLIN, знакомящие посетителей с молодыми архитекторами России и их проектами.

Выставка полна занятных дизайн-продуктов, и несмотря на ощущение некоторой хаотичности, радует посетителя многими озорными объектами, а игровой момент, как известно, сегодня очень важен.