Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.10.2014

Нужно вернуть набережные человеку

Алиса Прихудайлова

Интервью с Валерием Нефедовым о мировом опыте освоения прибрежных пространств в городах и о возможных результатах конкурса на развитие территорий вдоль Москвы-реки.

24 сентября в МАРХИ прошла открытая лекция профессора кафедры градостроительства СПбГАСУ Валерия Нефедова, посвященная гуманизации береговых территорий в мегаполисах мира и приуроченная к началу 2-го этапа Международного конкурса на концепцию развития Москвы-реки. Архи.ру поговорил с профессором Нефедовым о современных методиках работы с прибрежными территориями.
 

Валерий Нефёдов на лекции в МАРХИ. Фото: Елена Петухова
Валерий Нефёдов на лекции в МАРХИ. Фото: Елена Петухова



Archi.ru:
– Какими принципами руководствуются власти и проектировщики в разных странах мира при работе с городской средой?
 
Валерий Нефедов:
– Сегодня основная тенденция развития городского пространства – создание максимально «лояльной» к человеку среды. Под емким понятием «комплексная гуманизация» скрываются масштабные исследования, новые технологии и креативные методики решения проблем тех или иных городских территорий, нуждающихся в качественной трансформации. Каждый проект, реализованный по инициативе городских властей или застройщиков, проходит апробацию временем и тестируется самими горожанами. В качестве критериев выступают популярность новых общественных пространств у жителей города и коммерческая эффективность инфраструктуры.
 
– И какова роль реки в городском средовом дизайне?
 
Набережным как уникальному и особо привлекательному для горожанина месту во всем мире уделяется особое внимание. Вода обладает магнетическим притяжением, человека к ней тянет. Любой водоем и особенно река – это сосредоточие «духа места», душа города, его поэтический нерв. И поэтому даже минимальные позитивные изменения у его берегов сказываются на восприятии качества городской среды. Контакт человека с рекой в городе может носить самые разные формы и варьироваться по степени урбанизированности от солидной, запакованной в гранит набережной до пасторальных берегов в парковых зонах. Необходимо искать индивидуальные решения, точно соответствующие определенному месту и поставленным задачам.
 
Лекция Валерия Нефёдова в МАРХИ. Фото: Елена Петухова
Лекция Валерия Нефёдова в МАРХИ. Фото: Елена Петухова



– В чем специфика работы с набережными, ее особенности или сложности?
 
Устройство набережной – задача для целого ряда специалистов. Помимо участия в таких проектах ландшафтных дизайнеров, которые отвечают за формирование максимально сбалансированного пейзажа, гармонично сочетающего естественные природные элементы и искусственное благоустройство, для создания комфортной и многофункциональной набережной требуется вовлеченность специалистов из смежных областей – архитекторов, светодизайнеров, инженеров, от слаженной работы которых зависит насколько популярной и функционально насыщенной получиться набережная.
 
Особое внимание в проектах городских набережных необходимо уделять транспортной составляющей. Набережная – это место пересечения множества потоков – пешеходных, автомобильных, и основная задача проектировщика – в их разделении и структурировании. Из всех «участников» города именно человек должен быть выведен ближе всех к воде. В то же время, важно помнить и о беспрепятственном транзите пешеходов, и о комфорте людей, отдыхающих у самой воды.
 
В мировой практике существуют различные способы устройства многопотоковых пространств. Например, можно пойти по пути горизонтального зонирования, распределяя потоки в соответствии с приоритетом: отдыхающие – как можно ближе к воде, а автомобили – дальше всех. Или решить проблему при помощи вертикального зонирования, позволяющего разнести функции по разным уровням. Например, в Мадриде в процессе реконструкции набережной была полностью пересмотрена система общественного транспорта, поток автомобилей уменьшен и убран на уровень ниже.
 
Парк RIO в Мадриде
Парк RIO в Мадриде

А в Шанхае при реконструкции набережных реки Янцзы был построен огромный комплекс, внутри которого размещены кафе и магазины, а на крыше устроена прогулочная зона.
 
Шанхай. Набережная реки Янцзы
Шанхай. Набережная реки Янцзы



В Европе давно применяются 2-ярусные набережные: верхний ярус предназначен для транспорта, а нижний, опущенный к воде – рекреационный, для пешеходов и велосипедистов, а также для размещения летних кафе, галерей и тому подобной инфраструктуры. Еще одни ресурсом для активизации общественной жизни на набережных могут служить самые разные временные или постоянные сооружения вроде понтонов или мостов.
 
Нам сейчас необходимо изучать лучшие примеры развития набережных, но не копировать их. Европейские города шли к нынешним решениям на протяжении нескольких десятилетий, последовательно решая транспортные и инфраструктурные проблемы, и лишь на финальном этапе разрабатывая ландшафтные проекты.
 
– Ради чего города идут на реализацию столь масштабных и дорогостоящих проектов?
 
Во-первых, река – один из городских символов. Если муниципальные власти заинтересованы в том, чтобы город привлекал людей, чтобы его образ был интересен, то важно уделять внимание тому, что обрамляет реку в городе, потому что это будет непосредственно влиять на имидж. Город должен впускать в себя реку, взаимодействовать с ней, только так может быть создана не только действительно комфортная современная среда, но и качественно иной визуальный облик города. Здания, расположенные у воды, должны быть открыты реке, взаимодействовать с ней. Видовые и визуальные возможности водного пространства позволяют акцентировать архитектурное решение и придать зданию статус «лэндмарка». Прекрасный пример – новый оперный театр в Копенгагене или Сиднейская опера.
 
Бюро Хеннинга Ларсена. Королевская Датская Опера в Копенгагене
Бюро Хеннинга Ларсена. Королевская Датская Опера в Копенгагене

А во-вторых, вода ресурсна. Территория набережных, прибрежные пространства как будто созданы для того, чтобы вмещать функции, которые в будущем будут день за днем возвращать городу вложения. Это могут быть уличные кафе и закусочные, пляжи и бассейны на воде, спортивные площадки или прокатные службы. Помимо этой сервисной инфраструктуры вдоль берегов могут с успехом располагаться зоны отдыха, культурные пространства, деловые кварталы и жилые районы. Набережная легко становится любимым местом молодежи, и тогда она становится пространством для инсталляций и неформальных видов активности. Когда в Вене поняли, что бесполезно бороться с граффитчиками, им были выделены участки нижней набережной Дунайского канала, и их работы там стали новой достопримечательностью Вены.
 
Набережная Дунайского канала в Вене
Набережная Дунайского канала в Вене



– Вы можете привести пример нестандартной работы с рекой в российской практике?
 
Когда в 2009 году в Санкт-Петербурге проходил конкурс на жилой квартал на Малой Неве, «Студия 44» в своем проектном предложении расположила дома перпендикулярно к воде. Этот проект не выиграл, потому что противоречил традиционному решению петербургских набережных, но именно благодаря такому плану река начинала взаимодействовать с городом, на смену глухим дворам могли прийти зеленые пристани и заводи.
 
«Студия 44». Конкурсный проект жилого квартала на Малой Неве. 2009
«Студия 44». Конкурсный проект жилого квартала на Малой Неве. 2009



– Однако вы считает роль «водного фасада» города переоцененной. Почему же исторически ему уделялось много внимания?
 
Людей, которые смотрят на город с реки, в тысячу раз меньше, чем смотрящих с суши. Но главный вопрос – ни в тех и ни в других, а в живущих у воды. Каково им? Да, в советское время были убежденные специалисты, которые говорили о красоте панорамы города с силуэтами башен и шпилей, которая будет открываться перед кораблями, входящими в порт. Но кого это на самом деле интересует? Сегодня мы исходим из конечного счастья жизни, а не из открыточной красоты панорамы.
 
Реконструкция Крымской набережной в Москве стала одним из самых «громких» проектов последнего года. Как вам этот проект и его реализация?
 
К сожалению, я был на Крымской набережной всего минут 20, но все, что я там увидел, мне показалось удачным. Я не заметил больших минусов. Да, немного монотонной получилась волна галереи, но работа дендрологов, качество созданной атмосферы – выше всяких похвал. И, главное, нет ни следа монументализма! Это классная, грамотно структурированная среда, созданная простыми средствами. Для совершения первого радикального шага важна порция риска. В беседах я часто слышал негодование, что она построена с нарушением норм, без согласований и вообще на сетях. Да, это проблема, но иногда для того, чтобы в России создать что-то достойное, надо что-то нарушить, ведь наши нормы написаны так, что ничто новое просто не пройдет. И получается, что Крымская набережная, являясь продуктом нарушения нормативной базы, в то же время вселяет море надежд, и другого такого места в Москве на сегодняшний день нет. От прогулки по ней я получил огромное удовольствие и этому проекту я готов дать десять баллов из десяти.
 
WOWHAUS. Крымская набережная в Москве. Фото предоставлено WOWHAUS
WOWHAUS. Крымская набережная в Москве. Фото предоставлено WOWHAUS
WOWHAUS. Крымская набережная в Москве. Фото предоставлено WOWHAUS
WOWHAUS. Крымская набережная в Москве. Фото предоставлено WOWHAUS



В самом начале работ по реконструкции Крымской набережной звучало много критики по поводу прекращения там автомобильного движения, сейчас же об этом почти забыли. А возможно ли сделать пешеходными все набережные хотя бы в историческом центре?
 
Не получится. Это фантазия, реализация которой ничем хорошим не кончится. Есть два варианта. Первый – сужение проезжей части минимум в два раза и создание прибрежной полосы с пространством для пешехода и велосипедиста, и только потом – для автомобиля. Второй – заглубление проезжей части и перекрытие части набережной зеленой платформой, по которой люди из прилегающей среды смогут беспрепятственно попасть к воде. Существует много технических схем этого решения, некоторые из них были использованы в конкурсных проектах парка в Зарядье.
 
– Что бы вы сказали командам, вышедшим в финал конкурса на развитие территорий вдоль Москва-реки?
 
Я верю, что мудрости команд хватит на то, чтобы грамотно разделить потоки, чтобы работать не только с непосредственно прилегающей к воде территорией. У меня особенно большие надежды на голландцев, испанцев и китайцев. Конечно, хочется, чтобы наши команды, «Меганом» и «Остоженка», выступили на высшем уровне, но нельзя отбрасывать тот факт, что ряд зарубежных команд уже имеет большой опыт работы с набережными и точно знает, как решать эти задачи.
 
Современному городу нужны новые места, новые смыслы. Каждое поколение нуждается в культовых местах в городе, и именно набережные могут ими стать: через альтернативное искусство, через создание средовых объектов, неагрессивных в силу своей временности, они создают пространство, которое притягивает внимание. Набережные играют большую роль в создании кодов идентичности города. Вода – это место, где хочется отмечать праздник, куда хочется принести свою радость. И главная задача архитекторов, команд-участников конкурса – предложить такой сценарий этого пространства, в котором каждому жителю города захочется сыграть главную роль.
В парке парижского района Булонь-Бийянкур, который появился на месте бывшего завода Renault, удалось решить проблему взаимодействия с водой как на внешнем периметре застройки, так и внутри нее. Квартал, где есть и жилье, и офисные зданий, выходит на берег Сены. В его центре расположен большой пруд, уровень воды в котором напрямую связан с уровнем воды в реке и количеством естественных осадков: в засушливые дни его дно почти обнажено, но зато в дождливую погоду зеркало водной глади отражает окружаютем же, где они выпали, избавляясь от необходимости транспортировать стоки и накапливать их в специальных очистных сооружениях. Изображение с сайта www.aaupc.fr
В парке парижского района Булонь-Бийянкур, который появился на месте бывшего завода Renault, удалось решить проблему взаимодействия с водой как на внешнем периметре застройки, так и внутри нее. Квартал, где есть и жилье, и офисные зданий, выходит на берег Сены. В его центре расположен большой пруд, уровень воды в котором напрямую связан с уровнем воды в реке и количеством естественных осадков: в засушливые дни его дно почти обнажено, но зато в дождливую погоду зеркало водной глади отражает окружаютем же, где они выпали, избавляясь от необходимости транспортировать стоки и накапливать их в специальных очистных сооружениях. Изображение с сайта www.aaupc.fr
Парк парижского района Булонь-Бийянкур. Изображение с сайта www.aaupc.fr
Парк парижского района Булонь-Бийянкур. Изображение с сайта www.aaupc.fr
В китайской культуре давно появилась и продолжает активно поддерживаться традиция проведения мероприятий на открытом воздухе, в том числе и на воде. Так, сегодня одна из достопримечательностей города Ханчжоу – зрелищные фестивали, в которых задействована и водная гладь, и берега, и понтонные обзорные площадки
В китайской культуре давно появилась и продолжает активно поддерживаться традиция проведения мероприятий на открытом воздухе, в том числе и на воде. Так, сегодня одна из достопримечательностей города Ханчжоу – зрелищные фестивали, в которых задействована и водная гладь, и берега, и понтонные обзорные площадки
Вечернее освещение набережных имеет огромное значение. Это пространство может и должно использоваться круглосуточно. Грамотно и креативно разработанное освещение может стать самостоятельным аттракционом, привлекающим людей на набережную
Вечернее освещение набережных имеет огромное значение. Это пространство может и должно использоваться круглосуточно. Грамотно и креативно разработанное освещение может стать самостоятельным аттракционом, привлекающим людей на набережную