Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.09.2014

SpotCamp на Черном море

Отчет о международном образовательном проекте SpotCamp, состоявшемся в Сочи в августе 2014.


«Не верится, что все закончилось», – эта фраза слышалась отовсюду, когда закончились программы «обучение» и «воркшоп» на SpotCamp. По воодушевленным лицам участников было понятно, что все прошло не зря: студенты получили заряд энергетики от мэтров «продвинутой» архитектуры для дальнейшего развития и творчества.
 



SpotCamp – качественно новый образовательный формат. Вдали от шумных мегаполисов он позволяет достигнуть баланса между профессиональным ростом и отдыхом, при этом он обеспечивает глубокое погружение в одну из самых актуальных тем в области архитектуры и дизайна.
 
Главной темой SpotCamp–2014 стало вычислительное проектирование (computational design). В качестве лекторов и модераторов выступили практики и исследователи этого направления, хорошо известные в профессиональном сообществе – сотрудники Zaha Hadid Architects, UNStudio, бюро Энрика Руиза-Жели (Enric Ruiz-Geli), преподаватели барселонского института IAAC и студий Design Research Lab и Emergent Technologies лондонской школы Архитектурной Ассоциации.
 
Первая часть программы «обучение» представляла собой интенсивный тренинг, направленный на изучение одного из популярных инструментов параметрического моделирования – Grasshopper, плагина программы Rhinoceros.



Тренинг был нацелен на уверенное владение изученными инструментами и приемами проектирования, а также на достижение глубокого понимания логики работы в Grasshopper, благодаря которому студенты смогут создавать собственные сложные алгоритмы. Также преподавались  весь процесс подготовки необходимой документации и особенности работы с различными производствами. Большое внимание было уделено возможностям реализации проектируемых объектов из различных материалов (дерева, композита, искусственного камня) при помощи ЧПУ–производства.
Cправа – работа студента SpotCamp Надежды Кутыревой
Cправа – работа студента SpotCamp Надежды Кутыревой

 Курс был разделен на 3 части: Grasshopper Modeling Basic, Grasshopper Modeling Advanced и Grasshopper Prototyping Basic + Grasshopper Fabrication.
Работа студента SpotCamp Алексея Ганди
Работа студента SpotCamp Алексея Ганди

Вторая часть программы стала началом «продвинутого» уровня: студенты занимались разработкой сложных алгоритмов, сочетающих в себе несколько приемов, а основное внимание было сфокусировано на углубленной работе с данными.
 

Третья часть была направлена на изучение базовых приемов прототипирования. Студентами был рассмотрен процесс создания раскладок и подготовки документации для ЧПУ-производства. Помимо этого, были изучены особенности работы с различными материалами и производствами.
 
Работа студента SpotCamp Анны Блиновой
Работа студента SpotCamp Анны Блиновой

На протяжении второй программы курса – «воркшопа» – преподаватели давали уроки по использованию популярных инструментов параметрического моделирования и исследования в архитектуре и дизайне для реализации будущих проектов. Для формообразования была предложена Maya – достаточно простая для освоения программа: уже после небольшой практики студенты могли свободно моделировать формы.

Для анализа солнечного излучения был рассмотрен алгоритм в Rhinoceros+Grasshopper с плагином Geco. Этот алгоритм позволяет получить из программы Autodesk Ecotect проанализированную модель для дальнейшей работы.

Также студенты работали с алгоритмом, образованном с помощью плагина Millipede к программе Rhinoceros+Grasshopper. Этот плагин позволяет проводить структурный анализ конструкции и визуализировать силы, действующие внутри нее под воздействием нагрузки, что позволяет исследовать объемную форму.
 

Для исследовательской работы на воркшопе было образовано восемь проектных групп. Основной задачей студентов была разработка проекта одного из четырех конструктивных элементов: колонны, узла, плиты перекрытия или оболочки.
 



При этом важно было не просто создать в результате требуемый продукт, но и пройти весь путь к конкретному решению. Каждая группа пыталась создать «семью» родственных объектов и на основе нее прийти к нужному результату.
 
В ходе воркшопа было проведено 3 презентации проектов, каждая из которых выявляла плюсы и минусы конкретной работы и помогала студентам выбрать наилучшее решение для дальнейшего развития.

Команды 0 и 7. Разработка колонны

Команда 0 разрабатывала систему проектирования разветвленных колонн, в соответствии с конструктивной схемой, в которой они используются. Параметрические схемы, созданные в Grasshopper (алгоритм задает количество опорных точек и ответвлений колонны), просчитываются в Millipede для получения кривых (визуализация сил при определенной загрузке колонны), которые используются для дальнейшего получения геометрии и разработки дизайна.
 

Участниками команды 7 за основу были выбраны несколько формообразующих и конструктивных принципов, на основе которых они с помощью различных диаграмм построения колонны и различных способов ее применения постарались вывести «семейство» конструкций и узлов, готовых к использованию в разных по функции сооружениях.
 



Команды 2 и 3. Разработка плиты перекрытия

Команда 2 занималась разработкой алгоритма в Grasshopper для создания оптимальной поверхности, на которой в участках, где нагрузка значительна, возникает прогиб, а при несущественной нагрузке – подъем. При изменении расположения опор студенты считывали диаграмму внутренних напряжений плиты перекрытия из Millipede и преобразовывали эти данные в поверхность.
 

Команда 3 одним из способов формообразования использовала инструмент Millipede на этапе поиска формы. Студенты выявляли внутренние напряжения в простом элементе и на основе их занимались формообразованием, что позволило добиться оптимальной формы.
 


Команды 4 и 5. Разработка узла

Команда 4 шла от поиска модульного элемента, на основе которого была создана «семья» объектов разного масштаба: соединение стержней в конструкции; соединение модулей между собой и создание фасадных панелей и разработка их конструктивной функции; попытка рассмотреть узел как соединение пространств.
 

Команда 5 в ходе своего исследования руководствовались тремя принципами: пространственное соединение, соединения труба+труба и труба+плоскость. Этот проект показал вариативность заданных узлов, их работу и условную целесообразность.
 



Команды 6 и 1. Разработка оболочки

Проектная группа 6 в результате поиска формы и анализа в Millipede создала каталог оболочек. Затем студенты исследовали полученные формы по двум параметрам – количество отбрасываемой тени и объем материала, и в результате проведенной работы была выбрана оптимальная поверхность.
 

Команда 1 на основе анализа взяла за основу аспект сохранения устойчивости конструкции. Данное решение повлияло на форму: помимо вертикальных, были спроектированы боковые опоры, для горизонтальной устойчивости.
 

После итоговой презентации модели проектов конструктивных элементов были распечатаны на порошковом 3D-принтере.
 

Финальной работой команд стала сборка инсталляции. Основной концепцией дизайна было создание паттерна рельефа, который визуализирует силы, действующих внутри колонны под воздействием нагрузки. Для производства был создан специальный алгоритм в Grasshopper, который задавал фрезерному станку нужную траекторию движения для создания рельефа.
 

Предварительно модель была разбита на сегменты.
 

После изготовления детали были собраны в объект, идентичный проекту.
 



Арт-объект изготовлен из полистерола.
Авторы: Мустафа Аль Саяд, Сурьянш Чандра, Леонид Крыхтин. При участии Владимира Воронича и Максима Малеина




Отзывы участников SpotCamp:
 
«У меня сложилось мнение, что абсолютно необязательно тратить огромные суммы на обучение за границей. Место играет не самую важную роль. Уверен, что это направление будет развиваться в России, в том числе и благодаря ребятам, встретившимся на Spotcamp».
Максим Михайлов

«Для меня это было еще осознание того, что ты не один такой сумасшедший. У нас на фирме странновато начинают смотреть после рассказов про параметрику и Grasshopper».
Артем Мавлютов

«Как-то раз один из наших преподавателей мне сказал, что этот воркшоп является самым сильным из тех, что ему приходилось вести. Трудно сказать, сколько веры в свои силы могут придать российскому студенту подобные слова тьютора Архитектурной Ассоциации».
Анна Блинова

«Возвращение в Москву вызывает чувство приближающейся перемены в моей жизни, той, о которой я пока ничего не знаю, но которую я с восторгом и тревогой предвкушаю».
Сергей Надточий

«Что для меня SpotCamp? Возможность претворить в жизнь наброски и эскизы, осуществить переход из сугубо теоретической плоскости научного поиска, написания диссертации и статей в область практического формообразования».
Константин Бурлаков

«Теперь Grasshopper для меня – это не набор бесконечных нодов и математических терминов, а вполне реальный, а главное – рациональный инструмент проектирования».
Мадина Суюнова
 


spotcamp.org
www.instagram.com/spotcamp2014
www.twitter.com/spotcamp2014
www.vk.com/spotcamp2014
www.facebook.com/spotcampsochi2014
 
Составление текста: Анна Блинова.
Фото: Кирилл Матвеев, Елена Жданова.
Ретушь: Кирилл Матвеев, Анна Блинова.
Графика: София Жукова, Анна Харченко, Анна Блинова.