Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.08.2014

Новые лифты смогут сделать города еще выше

Лифтовой трос UltraRope, разработанный компанией Kone. Изображение: blog.archpaper.com
Лифтовой трос UltraRope, разработанный компанией Kone. Изображение: blog.archpaper.com

Возможности и ограничения, связанные с лифтами, во многом определили облик современных городов. Новые сверхпрочные тросы UltraRope обещают очередную революцию.

Простейшие подъемные механизмы существовали еще в доисторические времена; широко известно, что древние греки и римляне использовали их в театральных действах. Но основные детали, из которых состоит современный лифт – стальной трос, автоматический тормоз, электродвигатель и прочее – появились лишь во второй половине XIX века. Создателем лифта считается Элиша Отис, который представил свое изобретение в 1853 году на выставке в Нью-Йорке. С этого момента города стали расти вверх с невиданной до тех пор скоростью. Без надежных лифтов (конечно, наряду с несколькими другими строительными технологиями) не могли бы появиться небоскребы – «машины, которые заставляют землю приносить прибыль», как назвал их Касс Гилберт, архитектор нью-йоркской башни «Вулворт-билдинг» – самого высокого здания в мире с 1913 по 1930 годы.

Когда Фрэнк Ллойд Райт в 1956 сделал набросок небоскреба высотой в милю (Mile High), который был в четыре раза выше, чем самое высокое здание того времени – «Эмпайр-Стейт-билдинг», он верил, что благодаря дальнейшему развитию технологий строительство подобного здания будет вскоре возможно.

Сегодня мечта Райта – уже почти реальность. «Королевская башня» (Kingdom Tower) недалеко от города Джидда в Саудовской Аравии задумывалась именно как небоскреб высотой в милю (1,6 км), но ее пришлось понизить до 1 км из-за сложной геологической ситуации. Тем не менее, строительные технологии и инженерия позволяют создавать невероятно высокие строения. Самое высокое на сегодня – башня Бурдж-Халифа в Дубае: 829 м. 

Но до сих пор возможности лифтов отставали от остальных технологий. На полпути при подъеме на вершину лондонского небоскреба Shard (306 м) приходится делать остановку и пересаживаться в другой лифт. Таким образом, чтобы достичь вершины здания высотой в милю, придется сделать пересадку 10 раз.
Лифтовой трос UltraRope, разработанный компанией Kone. Изображение: blog.archpaper.com
Лифтовой трос UltraRope, разработанный компанией Kone. Изображение: blog.archpaper.com

Финская компания Kone решает эту проблему. Новый сверхпрочный трос UltraRope, изготовленный из углеродного волокна, позволяет лифту подниматься на высоту до 1 км без остановок, что в два раза превышает возможности новейших лифтов со стальными тросами. Основной секрет – в его массе: обычный трос, растягиваясь, становится значительно тяжелее, чем сам лифт и все его пассажиры, и для его управления требуется огромный механизм. UltraRope легче стального троса почти на 90%. 

Фрагмент троса UltraRope уже стал экспонатом Музея Виктории и Альберта как предвестник дальнейшего вертикального роста городов.