Публикуем проекты четырех бакалавров архитектурного факультета школы HTWK Лейпцига. Двое авторов – россияне.
Факультет архитектуры и общественных наук существует в Высшей школе техники, экономики и культуры Лейпцига (HTWK Leipzig) с 1992 года. Студенты могут специализироваться в различных областях, от планирования, охраны и реставрации памятников до дизайна и истории архитектуры; первая ступень обучения занимает три года, вторая, магистерская – два. Сейчас мы предлагаем вашему внимание четыре дипломных проекта бакалавров этого года из 43 защитившихся. Студентам было предложено три темы на выбор, а также, для активных и ответственных, возможность самостоятельно выбрать тему своей работы, – разумеется, с последующим утверждением темы профессорским составом. Защита и презентация проектов проходила 15 по 18 июля, по традиции – в помещении бывшей прядильной фабрики Alte Spinnerei. Отобранные для публикации материалы не объединены каким-либо общим принципом, но авторы всех проектов получили высокий балл: от 1,8 до 1,0 баллов (единица по принятой в Германии системе оценок считается высшим баллом); темы двух проектов из четырех были предложены студентами, а не преподавателями.
Презентация выпускных проектов студентов-бакалавров в Высшей школе Техники, Экономики и Культуры в Лейпциге. Фотография предоставлена Иваном Ильяковым
Презентация выпускных проектов студентов-бакалавров в Высшей школе Техники, Экономики и Культуры в Лейпциге. Фотография предоставлена Иваном Ильяковым
Презентация выпускных проектов студентов-бакалавров в Высшей школе Техники, Экономики и Культуры в Лейпциге. Фотография предоставлена Иваном Ильяковым
Вот что говорит о студенческих работах декан факультета, профессор Аннет Ментинг (Annette Menting): «В этом году к защите проектов бакалавра были допущены 43 студента. Часть претендентов предложила собственные темы, что говорит о высокой заинтересованности будущих специалистов проблемами, которые сегодня ставит перед нами общество. Темы, предложенные студентам на выбор, также раскрыли творческий потенциал и креативность мышления выпускников. Важно, что в отличие от строительных специальностей, нашей задачей является развитие именно творческого проектирования, творческого взгляда на современную архитектуру».
***
Совместный Дом Экспериментальное социальное жилье в г. Медельин, Колумбия Иван Ильяков (тема предложена студентом)
В качестве примера для работы с проектом социального жилья автор взял колумбийский город Медельин – ежегодно туда переезжает 30 тысяч бывших крестьян, которые селятся на окраинах, пополняя фавелы. Правительство решило переселять людей из бедных районов в новые дома – проект такого жилого комплекса социальной направленности предлагает в своей дипломной работе Иван Ильяков.
Комплекс, что принципиально для автора, многофункционален: включает жилые, торговые, административные площади, детский сад, парковку (в альтернативном варианте), кинотеатр под открытым небом и кафе. Открытые террасы между квартирами, площадь во дворе и медиацентр-библиотека предназначены для улучшения коммуникации между жителями.
Учтены близость главной транспортной артерии города Colombia Avenue и расположенная на границе участка церковь San Juan De Dios. Церковь, как важный элемент социализации жителей и неотъемлемая часть жизни колумбийцев, включена в комплекс.
Как ответ глобализму и унификации автор предлагает использовать местный строительный материал – бамбук Гуадуа (высота до 30 метров и диаметр стебля до 25 см). Из него выполнен фасад дома, который служит заодно ограждением и защитой от солнца. Кроме того измельченные остатки снесенных построек автор предлагает использовать для заполнения габионов (металлических сетчатых коробов), из которых выполнены внешние, не-несущие стены комплекса.
Проект медиацентра в Лейпциге между церковью Томаскирхе (Thomaskirchhof) и рыночной площадью (Marktplatz) призван собрать в единый ансамбль исторический центр города. Расположение здания учитывает традиционные пешеходные маршруты этой части города. Остекление первого этажа способствует визуальной «прозрачности» здания. Кубатура и планы этажей подчеркивают расположение входов-выходов с трех сторон.
Значение таких достопримечательностей как старая рыночная площадь, Томаскирхе и Петерштрассе подчеркнуто тремя выходящими на них остекленными фасадами. Свободное пространство внутри здания разделено на зоны в зависимости от предполагаемого времяпрепровождения: рабочие места с компьютерами и wi-fi, читальные залы, детский уголок, лаунж-зона. На верхних этажах предусмотрены смотровые площадки, а также залы для проведения лекций, творческих встреч, выставок и презентаций.
В последнее время развитию и поддержке творческих профессий в Европе уделяется большое внимание. Создаются арт-кластеры, предприятия и промзоны ревитализируют, превращая в культурные центры. В Вене, наряду с этим, властями задумано превращение набережных вдоль Дунайского канала (Donaukanal) в рекреационные зоны с ресторанами и пешеходными променадами.
Студентам было предложено использовать в качестве фундамента искусственный остров бывших защитных сооружений – шлюзов, спроектированных в начале ХХ века архитектором Отто Вагнером.
Необходимо было создать административное здание общей площадью 5000–6000 м2, включающее помещения от 100 до 500 м2, зал для презентаций вместимостью до 500 человек, двое апартаментов для сотрудников и небольшой выставочный зал для постоянной экспозиции творчества Отто Вагнера.
В данном проекте большое внимание уделено использованию плоской кровли, которая продолжает пешеходную зону и служит смотровой площадкой. Благодаря использованию открытых лестниц и рамп, несколько уровней набережной включены в единый променад, при этом сами лестницы образуют своеобразный архитектурный «арт-объект».
Несмотря на большие размеры здание выглядит легким и прозрачным благодаря полному фасадному остеклению и использованию внутренних стеклянных перегородок. Фасад образован чередованием полированных металлических и стеклянных панелей. При этом фасад, обращенный к реке, своими ломанными линиями напоминает волну.
Административное здание и выставочный зал представляют собой отдельные строения, что позволит отделить работающих людей от туристов и посетителей. Здания расположены под углом друг к другу таким образом, что пространство между ними направляет взгляд посетителей на расположенное на противоположном берегу здание шлюзов Дунайского канала работы Отто Вагнера.
Город Кобленц расположен в северной части долины Среднего Рейна, которая с 2002 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город был построен в 1815–1834 годах как Прусская крепость и состоял из различных оборонительных сооружений. Отдельные фортификационные сооружения находились в пределах видимости, так как форты, укрепления и окопы составляли единую оборонительную систему. Сегодня визуальная связь между отдельными постройками утеряна и многие сооружения не доступны для посетителей. Цель данного проекта – реконструкция крепостных руин, являющихся важнейшим элементом истории города, и создание новых пешеходных маршрутов.