Публикуем все проекты закрытого конкурса компании «Баркли» на разработку архитектурной концепции жилого дома в Замоскворечье.
Лидерами голосования жюри стали проекты двух архитектурных бюро: BuroMoscow и «Прогресс», разделив таким образом между собой условное первое место. Проекты должны пройти еще стадию обсуждения внутри компании «Баркли», после чего будет выбран финальный вариант.
Жилой дом планируется построить по адресу: Москва, Большая Ордынка, дом 20/4, и – Ордынский тупик, владение 6, строение 1. Для освобождения территории под строительство планируется снести четырехэтажный доходный дом 1875 года и шестиэтажный доходный дом Ф. П. Кузнецова 1913 года; существующие дома объединены двором-колодцем. Сейчас оба дома стоят, закутанные в нарядный саван-фальшфасад; жильцы давно выселены. Судьба у них сложная: в разные годы эти дома решали то снести, то сохранить, то построить под ними парковку для жильцов.
А место – знаковое, окрестности Третьяковки. Рядом Кадашевские палаты XVII века и церковь иконы Богоматери Всех Скорбящих радость, над которой работал (вероятно) Василий Баженов и (уже совершенно точно и чуть позже) Осип Бове. Вплотную к дому 6 стоит выходящий в Лаврушинский переулок «писательский дом», тот самый, одну из квартир в котором разгромила Маргарита.
В конкурсе приняло участие шесть российских архитектурных бюро: Artistic Design, BuroMoscow, SPEECH, АБ «Прогресс», Студия Уткина, АБ «Цимайло, Ляшенко & Партнеры»; во время жюри проекты были спрятаны под шифрами. Публикуем все шесть проектов.
Простой и чистый объем здания нависает консолью над тротуаром. Его фасады – редкая сетка широких вертикалей-горизонталей из светлого, вероятно, камня; стеклянные поверхности закрыты ажурными решетками с трогательным рисунком, цитирующим облака и ели с билибинских иллюстраций к русским сказкам.
Современный, и довольно-таки брутальный, вариант истолкования текучих форм модерна. Многим, вероятно, будет непросто представить его рядом ампирной церковью Бове. С другой стороны, может быть такого неожиданного хода здесь и не хватает – прижилось же здание ТАСС, на которое этот дом определенно похож, на Тверском бульваре.
Руководитель мастерской, Дмитрий Великовский, приверженец классики. В этом проекте он объединил несколько пожеланий заказчика: здесь есть и Шехтель с модерном и панно а-ля Метрополь, и решетки, и неоклассицизм.
На фасадах угадываются мотивы сталинского и европейского ар-деко и даже рационального модерна начала века, но их главной задачей было, скорее всего, создание комфортной среды для человека. Двор, вопреки ТЗ, устроен не со стороны Ордынского тупика, а внутри и объединен с двором «писательского дома». Орнаментальные рельефы (напоминающие «Византийский» дом в Гранатном переулке) и поверхность фасадов рассчитаны на то, чтобы благородно стареть, в том числе и с учетом городской пыли.
В память сносимых домов Илья Уткин сделал пропорции фасадов в своем проекте похожими на здания XIX века, впрочем наделив его качествами ар-деко и строгими цитатами из классической архитектуры: цокольные этажи покрыты рустованными пилястрами, ризалит оформлен гигантской серлианой. А развертка как будто говорит: «Не трогайте. Лучше оставьте все, как есть».
Мерное чередование бетонных модулей могло бы напомнить EUR (муссолиниевский Дворец итальянской цивилизации на всемирной выставке в Риме), но с параболическая форма арок возвращает нас к модерну, переосмысленному, впрочем, в духе модернизма Нимейера. Также угадывается сходство с прошлогодним конкурсным проектом этого же бюро для проспекта Вернадского (тогда, кстати, заказчик так и не выбрал победителя) – впрочем, это можно считать признаком авторского почерка .
Конкурс проводился при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Архитектурного совета города Москвы. Соорганизатором выступило агентство коммуникаций ProjectNext.
Жюри конкурса:
Владимир Плоткин, основатель и главный архитектор ТПО «Резерв»;
Алексей Воронцов, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области;
Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи;
Софья Троценко, исполнительный директор Центра современного искусства «Винзавод»;
Михаил Посохин, генеральный директор ГУП «Моспроект-2»;
Антон Надточий, руководитель архитектурного бюро «Атриум»;
[ UPD 30.10.2014: по сообщению Москомархитектуры, Евгения Муринец, начальник Управления Архитектурного совета, в состав жюри не входила. Позиция Москомархитектуры изложена на сайте архсовета. ]