Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.03.2008

Аэропорт на все времена?

Объект:
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Мастерская:
RSHP

Начал работу Терминал 5 лондонского аэропорта Хитроу, проект которого начали разрабатывать еще в начале 1980-х.

Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Постройка – работа бюро Ричарда Роджерса, выигравшего архитектурный конкурс на ее проект в 1989 году. Но заниматься этим планом они начали значительно раньше – в 1985, а замысел строительства нового терминала в крупнейшем аэропорте Великобритании появился еще в 1982.
Причина подобной медлительности – в попытках заказчиков и властей уменьшить расходы на строительство, удостовериться в необходимости использования именно такой площади под застройку и т. д. В результате, от протяженного здания с волнообразной крышей и пронизывающими все его ярусы «световыми каньонами» не осталось почти ничего. О первоначальном проекте дает представление постройка Роджерса 2006 года – четвертый терминал мадридского аэропорта Барахас, за который он получил Премию Стерлинга.
В Лондоне же появилось сооружение совсем в другом роде. Это, пожалуй, один из самых высоких аэропортов в мире: в нем четыре надземных и три подземных уровня. Это создает значительные неудобства: если пассажир прибывает в Хитроу на метро, а его самолет припаркован у одного из двух терминалов-«спутников» Т 5, то ему придется подняться из-под земли на самый верх постройки - в зал вылета, пройти регистрацию, а затем вновь спуститься вниз, чтобы сесть на шаттл, который доставит его по тоннелю под летным полем до соседней постройки.
За годы согласований волнообразные перекрытия были заменены крышей шириной в 160 м с одним изгибом профиля, перекрывающей все пространство терминала без помощи промежуточных опор. Такое решение связано с функциональным назначением здания. Так как аэропорты часто подвергаются реконструкции, архитекторы сделали внутреннюю конструкцию постройки абсолютно независимой от внешней «коробки» стен и крыши. Это позволило создать интересный визуальный эффект: по периметру здания расположены вертикальные проемы с эскалаторами и лифтами, которые дают возможность оценить реальные размеры здания (длина Т 5 – 396 м, высота – 40 м, он рассчитан на пассажиропоток 30 млн. человек в год).
Но главная цель архитекторов – сделать здание максимально долговечным и приспособленным к любым будущим изменениям ситуации - достигнута не вполне. Проект с бюджетом в 4,3 млрд. фунтов стерлингов был осуществлен в аэропорту, который должен рано или поздно закрыться. Чтобы приземлиться в Хитроу, большинство прибывающих самолетов должны пролетать над всем Лондоном, на последнем этапе пути – над королевской резиденции в Виндзоре. Это серьезное нарушение не только стандартов охраны окружающей среды, но и правил безопасности, в том числе – связанных с борьбой с терроризмом. Поэтому в будущем властям вновь придется обратиться к отложенным в 1970-е годы планам строительства аэропорта на искусственном острове вблизи побережья графства Эссекс.
Пока же T5 удивляет многими своими особенностями: например, там открылось 144 магазина и кафе, больше чем во всем остальном Хитроу, считающимся одним из самых «коммерциализированных» аэропортов мира. Во время реализации проекта пришлось вновь вывести на поверхность из труб две реки и пустить их по обшитым деревом искусственным руслам. Чтобы создать в них естественную эко-систему, туда выпустили рыб и улиток из протекающей поблизости реки Колн. Отдельного упоминания заслуживает фасад аэропорта: он полностью скрыт от приезжающих из Лондона пассажиров за зданием многоэтажного гаража; эта же постройка закрывает от только что прибывших на Британские острова пейзаж южной Англии. Архитекторы хотели создать в промежутке между двумя этими сооружениями зеленый бульвар, но это пространство уже заполняется хозяйственными постройками. В то же время, из верхних ярусов Т 5 все же открывается вид на поля и рощи «зеленого пояса» Лондона, а также – на Виндзорский замок.
Безусловно, новый терминал не относится к лучшим образцам современной архитектуры аэропортов, но, учитывая, что с момента начала его проектирования многое изменилось в мире авиаперелетов (необыкновенно расширилась зоны торговли Duty Free, появились авиакомпании эконом-класса со своими особенностями, перестали летать «Конкорды» и вступил в строй Аэробус А380, необыкновенно ужесточились требования безопасности), а это сооружение вполне соответствует возложенным на него функциям, Терминал 5 можно скорее назвать удачей бюро «Роджерс Стерк Харбор», чем черным пятном на его послужном списке.
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5
Аэропорт Хитроу - Терминал 5. Проект. План
Аэропорт Хитроу - Терминал 5. Проект. План
Аэропорт Хитроу - Терминал 5. Проект. План
Аэропорт Хитроу - Терминал 5. Проект. План
Аэропорт Хитроу - Терминал 5. Проект. Разрез
Аэропорт Хитроу - Терминал 5. Проект. Разрез