Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.07.2014

Пять проектов. Анатолий Белов

И. о. главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Анатолий Белов вспоминает места, которые оказали на него особенно сильное впечатление.

Анатолий Белов. Фото © Павел Зельдович
Анатолий Белов. Фото © Павел Зельдович

Редакция Archi.ru попросила меня составить список из пяти сооружений, которые мне особенно нравятся. Задача непростая, тем более что не были заданы оценочные критерии. Задумался: руководствоваться исключительно собственным вкусом – неловко, опираться на витрувианскую триаду – банально, оглядываться на мнение авторитетов – по-детски. Решил так: буду выбирать только из того, что лично видел и фотографировал, судить – по силе оставленного впечатления. Получилось вот что:
 
1. Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме.
 
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов

Метафизический район к юго-востоку от центра Рима, нарисованный Пьячентини в конце 30-х годов прошлого века и застроенный зданиями Либеры, Кварони и прочих замечательных муссолиниевских архитекторов. Мне повезло оказаться там в тот момент, когда улицы были почти безлюдны и «безмашинны». Казалось, будто я попал внутрь картины де Кирико – а я люблю де Кирико. Он как-то невероятно изящно «упрощал» традиционную архитектуру, трансформируя реально существующую среду (самый показательный пример – Феррара) в метафизическое пространство, где, если вспомнить слова самого художника, нет места человеку. В EUR почему-то чувствуешь себя посторонним, словно тебя здесь не должно быть в принципе, но тем острее переживания от архитектуры.
 
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов



2. Школа искусств в Выборге.
 
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов

Об этом здании малоизвестного финского архитектора Уно Ульберга, выстроенном в 1930 году, я написал еще семь лет назад (см. ПРОЕКТ КЛАССИКА №22): «Первой мыслью, возникшей у меня при взгляде на Школу искусств, была следующая: насколько же она кинематографична…». Помню, я даже упрашивал режиссера Александра Зельдовича, с чьим сыном некогда дружил, снять в этом антураже одну из сцен фильма «Мишень». В стилевом отношении это такой дом-перевертыш: пузатый фасад, обращенный к заливу – это ар-деко, боковые фасады – это функционализм (или «функиш», если по-фински), глухой скобообразный фасад с вытянутой аркой, смотрящий на город, отдает Древним Египтом. Особенно меня пленил вид из внутреннего двора через колоннаду на залив – это фантастика! Спасибо покойному Андрею Гозаку, что нашел для меня информацию об этом Ульберге: он вроде бы даже специально ходил по этому поводу в финское посольство, и без него та статья, наверное, и не получилась бы.
 
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов



3. Вилла Пояна в Виченце.
 
Андреа Палладио. Вилла Пояна в Виченце. 1563. Фото © Анатолий Белов
Андреа Палладио. Вилла Пояна в Виченце. 1563. Фото © Анатолий Белов



В 2004 году мы с семьей предприняли небольшое путешествие по Италии – от Венеции до Палермо. Наш маршрут пролегал через палладианские места – Виченцу, Тревизо, Миру… Мы посетили виллы Барбаро, Эмо, Фоскари и многие другие. Смотрели по три объекта в день. Я совершенно запьянел от всей этой красоты и, признаться, мало что запомнил. В сознании почему-то отложилась одна только вилла Пояна, построенная в середине XVI века и позднее, в середине 1950-х, воспроизведенная Жолтовским в проекте типового кинотеатра. Фасады решены предельно лаконично, с минимальным использованием декора. Увидев это сооружение, я понял, что есть «украшательство», а есть классика, и что они отнюдь не всегда идут рука об руку.
 
4. Выставочный центр Витторио Греготти в Шанхае.
 
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов

В 2008 году мы большой компанией, включавшей Евгению Муринец, Николая Переслегина, Максима Хазанова (сейчас это все небезызвестные имена, а тогда мы были еще студентами) и других, полетели отмечать китайский новый год в Шанхай. Я, как приехал, первым делом купил архитектурный путеводитель и нанял водителя, чтобы за имевшиеся в моем распоряжении четыре дня захватить как можно больше всего интересного. Посмотрел эко-дом Кенго Кумы, район Пудун – само собой, и строящийся в 13 километрах к югу от Шанхая город Пуцзян на 100 тыс. жителей по проекту Vittorio Gregotti Associati. Среда, придуманная Греготти, никаких струн во мне не задела, скорее навеяла уныние, зато выставочный центр с носатой башенкой (по духу очень итальянской) и системой дворов-атриумов, образованных поднятыми на колонны красными стенами (по духу очень китайских), впечатлил невероятно. Я не очень люблю, когда известные архитекторы заявляются со своими идеями в «чужой монастырь», а здесь мы, напротив, сталкиваемся с примером т. н. контекстуального минимализма, иначе говоря, «гештальт» – интернационалистский, а отдельные фрагменты – очень китайские. Это, конечно, не Поль Андре со своим титановым пузырем у стен Запретного города.
 
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов



5. …
 
Решил оставить список незавершенным. Не ради интриги, а просто потому, что не хочу ограничиваться пятью объектами. Любимых архитектурных вещей у меня гораздо больше. Потом, мнение со временем меняется. Александр Раппапорт в беседе со мной однажды сказал: «Лично я в 1950-1960-х годах ненавидел ордерную архитектуру. Потом я ее полюбил». Возможно, через пять лет мои предпочтения сместятся в сторону чего-то более инновационного, и я буду экстазировать от какого-нибудь Колхааса. А любой список – это ловушка. Поиграл в судью, а потом не отвертишься.
 
Анатолий Белов – журналист, фотограф, архитектор, и. о. главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ (с октября 2013 г.). Окончил Московский архитектурный институт (2009 г.). Автор свыше 100 публикаций об архитектуре и современном искусстве, включая научные статьи и интервью. В разное время сотрудничал с такими изданиями как ПРОЕКТ КЛАССИКА, «Архитектурный вестник», Made in Future, «Большой город». В 2006 году основал интернет-журнал об архитектуре и дизайне walkingcity.ru (закрылся в 2010 году). Лауреат премии Международного фестиваля «Зодчество-2009» за серию статей о современной архитектуре. Также активно занимается кураторской деятельностью. В 2007 году курировал выставку «бумажной архитектуры» в Токио (совместно с Павлом Зельдовичем). В 2009 году организовал в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева выставку «Сыграем в классику, или новый историзм». В 2011 году организовал в рамках Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва» экспозицию «Новые мастерские». В 2012 году курировал на той же «Арх Москве» экспозицию «Большой конкурс “Сколково”», выступил в качестве редактора и составителя каталога упомянутой экспозиции.