И. о. главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Анатолий Белов вспоминает места, которые оказали на него особенно сильное впечатление.
Анатолий Белов. Фото © Павел Зельдович
Редакция Archi.ru попросила меня составить список из пяти сооружений, которые мне особенно нравятся. Задача непростая, тем более что не были заданы оценочные критерии. Задумался: руководствоваться исключительно собственным вкусом – неловко, опираться на витрувианскую триаду – банально, оглядываться на мнение авторитетов – по-детски. Решил так: буду выбирать только из того, что лично видел и фотографировал, судить – по силе оставленного впечатления. Получилось вот что: 1. Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Метафизический район к юго-востоку от центра Рима, нарисованный Пьячентини в конце 30-х годов прошлого века и застроенный зданиями Либеры, Кварони и прочих замечательных муссолиниевских архитекторов. Мне повезло оказаться там в тот момент, когда улицы были почти безлюдны и «безмашинны». Казалось, будто я попал внутрь картины де Кирико – а я люблю де Кирико. Он как-то невероятно изящно «упрощал» традиционную архитектуру, трансформируя реально существующую среду (самый показательный пример – Феррара) в метафизическое пространство, где, если вспомнить слова самого художника, нет места человеку. В EUR почему-то чувствуешь себя посторонним, словно тебя здесь не должно быть в принципе, но тем острее переживания от архитектуры. Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
Район EUR (Esposizione Universale di Roma) в Риме. Фото © Анатолий Белов
2. Школа искусств в Выборге. Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Об этом здании малоизвестного финского архитектора Уно Ульберга, выстроенном в 1930 году, я написал еще семь лет назад (см. ПРОЕКТ КЛАССИКА №22): «Первой мыслью, возникшей у меня при взгляде на Школу искусств, была следующая: насколько же она кинематографична…». Помню, я даже упрашивал режиссера Александра Зельдовича, с чьим сыном некогда дружил, снять в этом антураже одну из сцен фильма «Мишень». В стилевом отношении это такой дом-перевертыш: пузатый фасад, обращенный к заливу – это ар-деко, боковые фасады – это функционализм (или «функиш», если по-фински), глухой скобообразный фасад с вытянутой аркой, смотрящий на город, отдает Древним Египтом. Особенно меня пленил вид из внутреннего двора через колоннаду на залив – это фантастика! Спасибо покойному Андрею Гозаку, что нашел для меня информацию об этом Ульберге: он вроде бы даже специально ходил по этому поводу в финское посольство, и без него та статья, наверное, и не получилась бы. Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
Уно Ульберг. Школа искусств в Выборге. 1930. Фото © Анатолий Белов
3. Вилла Пояна в Виченце. Андреа Палладио. Вилла Пояна в Виченце. 1563. Фото © Анатолий Белов
В 2004 году мы с семьей предприняли небольшое путешествие по Италии – от Венеции до Палермо. Наш маршрут пролегал через палладианские места – Виченцу, Тревизо, Миру… Мы посетили виллы Барбаро, Эмо, Фоскари и многие другие. Смотрели по три объекта в день. Я совершенно запьянел от всей этой красоты и, признаться, мало что запомнил. В сознании почему-то отложилась одна только вилла Пояна, построенная в середине XVI века и позднее, в середине 1950-х, воспроизведенная Жолтовским в проекте типового кинотеатра. Фасады решены предельно лаконично, с минимальным использованием декора. Увидев это сооружение, я понял, что есть «украшательство», а есть классика, и что они отнюдь не всегда идут рука об руку. 4. Выставочный центр Витторио Греготти в Шанхае. Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
В 2008 году мы большой компанией, включавшей Евгению Муринец, Николая Переслегина, Максима Хазанова (сейчас это все небезызвестные имена, а тогда мы были еще студентами) и других, полетели отмечать китайский новый год в Шанхай. Я, как приехал, первым делом купил архитектурный путеводитель и нанял водителя, чтобы за имевшиеся в моем распоряжении четыре дня захватить как можно больше всего интересного. Посмотрел эко-дом Кенго Кумы, район Пудун – само собой, и строящийся в 13 километрах к югу от Шанхая город Пуцзян на 100 тыс. жителей по проекту Vittorio Gregotti Associati. Среда, придуманная Греготти, никаких струн во мне не задела, скорее навеяла уныние, зато выставочный центр с носатой башенкой (по духу очень итальянской) и системой дворов-атриумов, образованных поднятыми на колонны красными стенами (по духу очень китайских), впечатлил невероятно. Я не очень люблю, когда известные архитекторы заявляются со своими идеями в «чужой монастырь», а здесь мы, напротив, сталкиваемся с примером т. н. контекстуального минимализма, иначе говоря, «гештальт» – интернационалистский, а отдельные фрагменты – очень китайские. Это, конечно, не Поль Андре со своим титановым пузырем у стен Запретного города. Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
Vittorio Gregotti Associati. Выставочный центр в Пуцзяне (Шанхай). Фото © Анатолий Белов
5. … Решил оставить список незавершенным. Не ради интриги, а просто потому, что не хочу ограничиваться пятью объектами. Любимых архитектурных вещей у меня гораздо больше. Потом, мнение со временем меняется. Александр Раппапорт в беседе со мной однажды сказал: «Лично я в 1950-1960-х годах ненавидел ордерную архитектуру. Потом я ее полюбил». Возможно, через пять лет мои предпочтения сместятся в сторону чего-то более инновационного, и я буду экстазировать от какого-нибудь Колхааса. А любой список – это ловушка. Поиграл в судью, а потом не отвертишься. Анатолий Белов – журналист, фотограф, архитектор, и. о. главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ (с октября 2013 г.). Окончил Московский архитектурный институт (2009 г.). Автор свыше 100 публикаций об архитектуре и современном искусстве, включая научные статьи и интервью. В разное время сотрудничал с такими изданиями как ПРОЕКТ КЛАССИКА, «Архитектурный вестник», Made in Future, «Большой город». В 2006 году основал интернет-журнал об архитектуре и дизайне walkingcity.ru (закрылся в 2010 году). Лауреат премии Международного фестиваля «Зодчество-2009» за серию статей о современной архитектуре. Также активно занимается кураторской деятельностью. В 2007 году курировал выставку «бумажной архитектуры» в Токио (совместно с Павлом Зельдовичем). В 2009 году организовал в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева выставку «Сыграем в классику, или новый историзм». В 2011 году организовал в рамках Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва» экспозицию «Новые мастерские». В 2012 году курировал на той же «Арх Москве» экспозицию «Большой конкурс “Сколково”», выступил в качестве редактора и составителя каталога упомянутой экспозиции.
|