Музей финской архитектуры (MFA) с 1953 проводит такие выставки лучших новых зданий. Изначально они проходили каждые пять лет и назывались «Suomi rakentaa» – «Финляндия строит», и на их вернисажах можно было встретить крупнейших политических деятелей страны (после Хельсинки эти передвижные выставки порой показывали в московском Музее архитектуры. – прим. Архи.ру). Однако времена изменились, и самым важным стала оперативность показа и публикации построек. С 2004 название и формат стали другими: выставка превратилась в «биеннале», то есть стала проходить раз в два года, и так продолжается до сих пор.
Этим летом в музее экспонируют десять лучших зданий цикла 2012/13, также жюри присудило 10 поощрительных премий. На суд членов жюри – финских архитекторов Сари Шульман (Sari Schulman) и Марко Кивистё (Marko Kivistö) и зарубежного эксперта Йенни Осульдсен, ландшафтного архитектора из бюро Snøhetta – было представлено около сотни построек, из которых и были выбраны «экспонаты».
Выставку покажут в MFA в течение лета, а затем она отправится в тур по разным странам, демонстрируя за рубежом лучший образ Финляндии. Экспозицию составляют пять длинных и широких параллельных столов, на каждом из которых представлено по два здания. На стенах размещены материалы по 10 объектам с поощрительными премиями и о 10 бюро – авторах лучших построек.
Выставочный дизайн, за который отвечал Филип Тидвелл (Philip Tidwell), элегантен и спокоен. Пять белых столов напоминают старые финские фермы, где длинный стол с лавками часто был главным предметом обстановки. Макеты, отличные фотографии и небольшие рисунки и чертежи можно рассмотреть, сидя на классическом табурете Аалто. В соседнем зале показывают фильм о лучшей «десятке», причем в основном пространстве он тоже идет– только без звука, чтобы не мешать рассматривать экспозицию. В Интернете можно посмотреть виртуальный вариант выставки.
Среди выбранных для выставки зданий – прекрасная библиотека «Кайса» Хельсинкского университета, потрясающая школа Сауналахти в Эспоо, а также очень простой деревянный летний домик в исторической провинции Саво: его спроектировал архитектор Сеппо Хякли (Seppo Häkli), а построил – один умелый плотник. Неудивительно, что новый корпус библиотеки в Сейняйоки Асмо Якси и бюро JKMM также попал в топ-10: это здание международного уровня качества в маленькой провинции Остроботния, городе, известном прежде всего благодаря общественному центру по проекту Аалто.
Также в «лауреаты» попала необыкновенно искусная модернизация «Дома культуры» Алвара Аалто в Хельсинки, выполненная NRT Architects. Здание 1950-х с его новаторскими органическими формами не поменяло функцию до сих пор, поэтому обновление должно было быть практически незаметным. Жюри отметило и Церковь теней в Чэнду архитектора Весы Хонконена (Vesa Honkonen). Финляндию больше нельзя назвать лидером в области жилого строительства, но жилой комплекс Kaanaankatu в Хельсинки от бюро Huttunen-Pakkanen-Lipasti также вошел в число лучших. Среди «поощренных» проектов есть еще один жилой объект, но выбор этого кричаще-яркого многоквартирного корпуса для молодежи оставляет наблюдателя в недоумении. Напротив, все три выставленных односемейных дома – примеры отличного дизайна для частных заказчиков. В свою очередь, бюро K2S, «тренд-сеттер» среди молодых архитекторов, спроектировало плавучую штаб-квартиру для компании Arctia Shipping.
Заброшенный механический цех «Финских железных дорог» в Турку был превращен в центр культуры и конференций Logomo архитектором Пекка Вапаавуори (Pekka Vapaavuori). В свое время он неожиданно для всех прославился, выиграв конкурс на проект Эстонского музея искусств (KUMU), а теперь и эта работа была замечена коллегами и жюри выставки.
Последний в списке, но не последний по значению – Музей истории польских евреев, фантастическое здание в Варшаве по проекту Lahdelma & Mahlamäki. Внешний облик постройки очень прост, почти скромен, зато главное пространство внутри – совершенно потрясающее, можно сказать – там захватывает дух. Это здание вполне вписывается в серию отличных зарубежных построек, доказывающих, что финская архитектура не сдает свои позиции – в том числе и за пределами страны.
Эта выборка, безусловно – решение конкретного жюри: другие судьи отдали бы предпочтение другим зданиям.
Меня очень удивило, что авторы сопровождающего выставку фильма, Йонни Роос (Jonni Roos) и Раймо Уунила (Raimo Uunila) выбрали для вставок-интервью только мужчин – за единственным исключением. В этом смысле фильм демонстрирует несколько искаженную панораму финской архитектуры и ее создателей: большинство из отобранных построек создано ведущими бюро при участии женщин – партнеров или членов команды проекта, архитекторов или дизайнеров интерьера. В случае библиотеки «Кайса», реализацией проекта на очень сложном участке руководила женщина, и другая женщина была ответственным за проект архитектором со стороны заказчика. Фильм же представляет нам картину архитектуры как по преимуществу мужской профессии, что совершенно неверно в отношении Финляндии.
Выставку сопровождает каталог на английском языке со статьями организаторов, членов жюри и экспертов.