Этот проект был одним из нескольких, разработанных Хадид для Москвы в середине 2000-х: в их число также входили жилая башня на Живописной улице и выставочный комплекс рядом с Экспоцентром на Краснопресненской набережной. В итоге, ее первой реализацией в России стала в 2011 вилла Capital Hill в Барвихе, а эти проекты, как казалось, должны были пополнить длинный российский ряд нереализованных замыслов западных «звёзд». В том же 2011 отечественный архитектор Dominion Tower Николай Лютомский (АБ «Элис») пояснял в комментарии «Московским новостям», что этот проект, начатый в 2004, столкнулся с серьезным препятствием: из-за своей сложности он оказался дороже ожидаемого заказчиком. Тогда на участке на Шарикоподшипниковской улице можно было видеть лишь котлован.
Но затем строительство все же началось, и, согласно новому графику, бизнес-центр будет полностью готов к январю 2015. Как поясняют представители инвестора, компании «Доминион М», здание строилось «под себя»: верхний, 7-й этаж займет их офис. Сторонние арендаторы там тоже будут: для них наценка за бренд «Заха Хадид» составит порядка 20%. При этом стоимость проекта, очевидно, оставалась камнем преткновения во всех аспектах: несмотря на заявленный премиальный класс офисов, там из-за экономии не будет обычного для объекта такого уровня фитнес-центра и подобной инфраструктуры. Эти неудобства для работающих в здании людей, судя по всему, должна компенсировать красота архитектуры: по проекту бюро Zaha Hadid Architects выполнены также и интерьеры – вестибюль и атриум с зигзагом лестниц.
По описанию все кажется очень увлекательным: офисное здание по проекту одного из самых знаменитых архитекторов в мире построено пусть не в самом центре Москвы, но во вполне доступном для посещения районе, причем инвесторы планируют превратить прилегающую территорию в городской парк площадью 2 га, то есть будет возможно рассмотреть здание вблизи. Конечно, это не Центр Гейдара Алиева, но тоже вполне неплохо. Но на деле – как нередко бывает с реализуемыми в России зарубежными замыслами – все получилось иначе. Безусловно, с самого начала проект не поражал своей смелостью: он больше напоминал павильон Дэвида Чипперфильда в Валенсии, чем «классическую» Хадид параметрического периода (в 2004 она уже вовсю проектировала текучие формы). Но по мере своего развития он стал совсем скромным: в Москве строятся гораздо более интересные офисные комплексы без всякого участия приглашенных «звезд». Это касается внешнего облика, но и внутри не стоит ждать чудес. Конечно, пока интерьер готов не до конца, но уже сейчас атриум явно кажется затесенным, и обычного для построек Захи Хадид ощущения перетекающего пространства добиться вряд ли удастся (хотя окончательное суждение оставим до момента сдачи объекта).
Почему так получилось? Прежде всего, не стоило ждать от офисного здания такого же «аттракциона», как от музеев, концертных залов и даже средних школ, которые так удаются Хадид. Ее административное здание завода BMW в Лейпциге нельзя назвать «классическим» офисом, скорее, это имиджевый ход автоконцерна: одна линия конвейера, идущая вдоль столов клерков, чего стоит. А вот башня CMA CGM в Марселе – более реальный пример, она получила лишь вестибюль по проекту Хадид, и то довольно сдержанный: терять площади никто не хочет – ни французы, ни россияне.
Поэтому устройство атриума можно занести московскому заказчику в плюс – хотя бы как попытку создать цельное произведение архитектуры, где внешний облик соответствует интерьеру, и оба были выполнены одной и той же командой проектировщиков. Но повлияла ли высокая по московским меркам стоимость проекта, о которой говорил Николай Лютомский в «Московских новостях» три года назад, на конечный результат – можно лишь предполагать… Конечно, за рубежом тоже прекрасно умеют экономить и бывают неразборчивы в средствах. Там работают специальные фирмы, которые могут подогнать практически любой проект под нужный бюджет: меняются материалы, уменьшаются консольные выносы, оригинальные детали заменяются типовыми, и авторам остается лишь утирать слезы. Другое дело, что с такими проблемами редко сталкиваются крупные архитекторы: ведь их приглашают именно ради оригинальных проектов и ярких решений, и тут срезать углы просто глупо – ведь более скромную (но вполне качественную) постройку может спроектировать и архитектор без «Притцкера», причем за меньший гонорар. А если все же нужно громкое имя, то за него надо платить – и часто очень дорого. Но готов ли заказчик к таким расходам и к такому внимательному отношению к идеям архитектора (пусть и обусловленному прагматическими, «рекламными» мотивами), которые требует работа с мастерами международной «первой десятки» – вопрос иной.