Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.06.2014

Фрай Отто: «Я хотел бы сделать людей счастливее»

Елизавета Эбнер, Петер Эбнер

Выдающийся немецкий архитектор Фрай Отто рассказал Архи.ру о своем прошлом и будущем архитектуры.

Фрай Отто (в центре) у себя дома с Петером Эбнером и Елизаветой Клепановой. Фото: Ingrid Otto
Фрай Отто (в центре) у себя дома с Петером Эбнером и Елизаветой Клепановой. Фото: Ingrid Otto
Фрай Отто встретился с постоянным автором Архи.ру, российским архитектором Елизаветой Клепановой и австрийским архитектором Петером Эбнером в своем доме-мастерской близ Мюнхена. Несмотря на преклонный возраст – в конце мая ему исполнилось 89 лет – Отто продолжает работать.
 
Петер Эбнер: Вы когда-нибудь работали в России? Я знаю, например, что у вас было много проектов в арабских странах, а как дело обстоит с Россией?
 
Фрай Отто: У меня в Институте облегченных несущих конструкций в Штутгарте [ныне Институт проектирования легких конструкций при Штутгартском университете – прим. Архи.ру] работали люди из разных стран, в том числе много российских исследователей. К примеру, из Нижнего Новгорода приезжали те, кто изучал конструкции Владимира Шухова. С немецкой стороны этой темой занимался Райнер Грэффе, который сейчас живет и работает в Инсбруке.
 
Елизавета Клепанова: Если бы вы могли выбирать сейчас, над какими проектами вам хотелось бы поработать, какой типологией?
 
Фрай Отто. Гюнтер Бениш. Георг Шлайх. Олимпийский комплекс в Мюнхене. 1972. Фото: Softeis via Wikimedia Commons
Фрай Отто. Гюнтер Бениш. Георг Шлайх. Олимпийский комплекс в Мюнхене. 1972. Фото: Softeis via Wikimedia Commons

Ф.О.: Я никогда об этом не задумывался, так что ничего конкретного ответить не могу. А то, что меня очень интересует – это материалы и их развитие. Я бы хотел сделать людей счастливее. Было бы здорово изучить отношение между кожей человека и оболочкой здания, между одеждой человека и зданием. К примеру, в зонах, где слишком жарко, одежда человеку не очень нужна и он, как правило, одет «минимально». Мне хотелось бы исследовать это соотношение обнаженного и одетого и разработать на его основе принципы, применимые в архитектуре. Тогда, как мне кажется, архитектура стала бы по-настоящему близка к человеку и обрела бы свой истинный смысл.
 
П.Э.: Все, о чем вы сейчас сказали, действительно добавило бы гибкости архитектуре.
 
Ф.О.: Вы знаете, у меня больше нет никаких гениальных идей в голове. Времена, когда они у меня были, закончились. И я никогда не мечтал о том, что буду создавать огромные проекты. Я абсолютно удовлетворен всем, что я достиг в жизни, и я счастлив тем, как люди, коллеги со всего мира относятся ко мне. Так что я могу сказать, что очень доволен своей жизнью.
 
П.Э.: Это прекрасно, когда человек может такое про себя сказать.
 
Ф.О.: Да. И это причина, по которой я больше не участвую в больших конкурсах. Но, когда коллеги просят помочь им с проектами, то я, конечно, с радостью это делаю.
 
Центр Помпиду-Мец. Фото: Centre Pompidou-Metz
Центр Помпиду-Мец. Фото: Centre Pompidou-Metz

П.Э.: Вы же работали с Шигеру Баном над проектом Центра Помпиду в Меце?
 
Ф.О.: Да, немного я работал над этим проектом.
 
П.Э.: Шигеру Бан приезжал к вам в мастерскую?
 
Ф.О.: Да, так как, к сожалению, никакой другой возможности встретиться у нас не было, так как я совсем ничего не вижу. Он приехал ко мне с рабочей моделью, чтобы я на ощупь, при помощи рук мог почувствовать структуру здания и подсказать, как ее улучшить.
 
Е. К.: Очень сложно представить, что возможно понять, насколько верно сделана структура, просто касаясь ее руками. Ведь часто делают ошибки даже те люди, которые видят проект в мельчайших подробностях и очень скрупулезно работают над ним.
 
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова

Ф.О.: Я все-таки более 60 лет работаю в архитектуре. Это долгое время. И архитектура за это время очень изменилась. Однако все еще не совсем понятно, в каком направлении она движется.
 
Е. К.: А каким было бы верное направление для развития архитектуры?
 
Фрай Отто, Елизавета Клепанова и Ингрид Отто, жена Фрая. Фото: Peter Ebner
Фрай Отто, Елизавета Клепанова и Ингрид Отто, жена Фрая. Фото: Peter Ebner

Ф.О.: Архитектура будет существовать вечно. Но хорошей она будет, или нет – определят будущие архитекторы. А мое время прошло. Но, как вы видите, со своими близкими друзьями я все еще продолжаю работать. И я очень счастлив, что у меня было такое прекрасное прошлое и много возможностей проектировать. Я никогда не охотился за гонорарами или за крупными проектами. У меня просто было прекрасное, по настоящему прекрасное время в профессии. Но на самом деле я ремесленник. До сих пор моя любимая организация – это Немецкий Веркбунд, основанный в 1907 году. Моя работа была полностью посвящена идеям развития современной архитектуры, заложенным еще Веркбундом. По моему мнению, он сыграл очень важную роль в развитии немецкой архитектуры. Однако я не могу сказать вам, каким будет будущее архитектуры.
Елизавета, а если бы вы могли выбрать любую страну, в которой вы бы хотели проектировать, какую страну вы бы выбрали?
 
Е. К.: Россию. Я уехала учиться заграницу, чтобы потом, с новыми знаниями и опытом, вернуться домой. Я всегда хотела проектировать в своей стране. А вы? Где бы вы работали, если бы могли выбрать любую страну в мире?
 
Ф.О.: Здесь, в Германии, конечно.
 
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова

П.Э.: Шигеру Бан, которому вы активно помогали [Фрай Отто был соавтором его проекта павильона Японии на Экспо-2000 в Ганновере – прим. Архи.ру], пригласил вас на вручение Притцкеровской премии? Мне кажется, что вы именно тот человек, которому эта премия должна быть присуждена в первую очередь.
 
Ф.О.: Нет, не пригласил. Вы знаете, даже если бы мне ее и вручили, она ничего не изменила бы в моей жизни или в моем отношении к архитектуре, так что, честно говоря, я не вижу ее ценности для себя.
 
Е. К.: У вас много общего с Петером в отношении к премии.
 
П.Э.: Не совсем. Я всегда говорю, что премия мне не так интересна, как возможность войти в ее жюри. Тогда можно объездить весь мир и посмотреть прекрасную архитектуру.
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова
Дом-мастерская Фрая Отто. Фото © Елизавета Клепанова