Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.06.2014

Национальные экспозиции в Арсенале

Анна Мартовицкая

Рассказ о национальных экспозициях XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции мы начинаем с выставок, развернувшихся в Арсенале.

Павильон Чили. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Чили. Фото Анны Мартовицкой
Напомним, для стран-участниц куратор Рем Колхас предложил отдельную тему – «Всепоглощающая современность: 1914–2014». Для значительной части участников синонимом современности оказался модернизм. Едва ли не треть всех экспозиций в Арсенале так или иначе посвящена модернистскому наследию и его месту в современном мире. 
Экспозиция Чили. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Чили. Фото Анны Мартовицкой

Главным героем экспозиции Чили стало крупнопанельное домостроение: посреди павильона установлена типовая панель из бетона, сквозь оконный проем которой можно заглянуть в мир массового жилого строительства. Одна из стен полностью отведена под примеры наиболее интересных панельных построек, которые кураторы любовно собрали по всему миру: от Аргентины до Швеции и Германии. Попал, кстати, в эту коллекцию и дом Бурова на Ленинградском проспекте.
Экспозиция Доминиканы. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Доминиканы. Фото Анны Мартовицкой

Доминикана показала наследие Трухильо – комплексы, построенные в период правления диктатора, в том числе знаменитый Маяк Колумба в Санта Доминго. А национальный колорит этой экспозиции придают пестрые ковры, ворс которых имитирует лепестки цветов. 
Экспозиция Латвии. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Латвии. Фото Анны Мартовицкой

Латвия задалась вопросом «Что нам делать с модернизмом?». Экспозиция этой страны состоит из двух частей: на выкрашенный в черный цвет потолок нанесены собственно вопросы о будущем архитектуры модернизма, а к нему за тонкую леску подвешены многочисленные фотографии объектов. Они перемежаются со статистикой и прочими фактами об архитектуре этого периода, а также с пустыми страницами, что символизирует изобилие белых пятен в деле его изучения и, главное, понимания. 
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой

Бахрейн все свои постройки за минувший век собрал в пухлый каталог, который напечатал огромным тиражом. Но не содержание сотен брошюр, а они сами стали основным наполнением павильона, который трактован как круглая башня из книжных стеллажей. По замыслу авторов, ее фасады на протяжении биеннале будут жить собственной жизнью: часть каталогов неизбежно разойдется по посетителям, где-то образуются щели, а где-то и пустоты. Внутри же башни разместился современный информационный центр, в котором об архитектуре Бахрейна можно узнать на 20 с лишним языках. 
Павильон Республики Косово. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Республики Косово. Фото Анны Мартовицкой

По забавному совпадению, расположенная рядом с павильоном Бахрейна экспозиция республики Косово также предлагает посетителям зайти в круглую башню. Правда, здесь цилиндр собран из деревянных стульчиков «шкамби»  - традиционного предмета косовского интерьера, который представителям этого народа удалось сохранить, несмотря на все политические и экономические пертурбации. 
Экспозиция Малазийи. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Малазийи. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Кувейта. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Кувейта. Фото Анны Мартовицкой

Малазийя сделала ставку на эффективность зданий, оценив каждое из них по основным экономическим и инженерным показателям, а Кувейт предлагает весьма габаритную инсталляцию из архитектурных «протосимволов», вдоволь пофантазировав на тему, какими могут быть лендмарки современности.   
Экспозиция Кувейта. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Кувейта. Фото Анны Мартовицкой