Рассказ о национальных экспозициях XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции мы начинаем с выставок, развернувшихся в Арсенале.
Павильон Чили. Фото Анны Мартовицкой
Напомним, для стран-участниц куратор Рем Колхас предложил отдельную тему – «Всепоглощающая современность: 1914–2014». Для значительной части участников синонимом современности оказался модернизм. Едва ли не треть всех экспозиций в Арсенале так или иначе посвящена модернистскому наследию и его месту в современном мире.
Экспозиция Чили. Фото Анны Мартовицкой
Главным героем экспозиции Чили стало крупнопанельное домостроение: посреди павильона установлена типовая панель из бетона, сквозь оконный проем которой можно заглянуть в мир массового жилого строительства. Одна из стен полностью отведена под примеры наиболее интересных панельных построек, которые кураторы любовно собрали по всему миру: от Аргентины до Швеции и Германии. Попал, кстати, в эту коллекцию и дом Бурова на Ленинградском проспекте.
Экспозиция Доминиканы. Фото Анны Мартовицкой
Доминикана показала наследие Трухильо – комплексы, построенные в период правления диктатора, в том числе знаменитый Маяк Колумба в Санта Доминго. А национальный колорит этой экспозиции придают пестрые ковры, ворс которых имитирует лепестки цветов.
Экспозиция Латвии. Фото Анны Мартовицкой
Латвия задалась вопросом «Что нам делать с модернизмом?». Экспозиция этой страны состоит из двух частей: на выкрашенный в черный цвет потолок нанесены собственно вопросы о будущем архитектуры модернизма, а к нему за тонкую леску подвешены многочисленные фотографии объектов. Они перемежаются со статистикой и прочими фактами об архитектуре этого периода, а также с пустыми страницами, что символизирует изобилие белых пятен в деле его изучения и, главное, понимания.
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Бахрейна. Фото Анны Мартовицкой
Бахрейн все свои постройки за минувший век собрал в пухлый каталог, который напечатал огромным тиражом. Но не содержание сотен брошюр, а они сами стали основным наполнением павильона, который трактован как круглая башня из книжных стеллажей. По замыслу авторов, ее фасады на протяжении биеннале будут жить собственной жизнью: часть каталогов неизбежно разойдется по посетителям, где-то образуются щели, а где-то и пустоты. Внутри же башни разместился современный информационный центр, в котором об архитектуре Бахрейна можно узнать на 20 с лишним языках.
Павильон Республики Косово. Фото Анны Мартовицкой
По забавному совпадению, расположенная рядом с павильоном Бахрейна экспозиция республики Косово также предлагает посетителям зайти в круглую башню. Правда, здесь цилиндр собран из деревянных стульчиков «шкамби» - традиционного предмета косовского интерьера, который представителям этого народа удалось сохранить, несмотря на все политические и экономические пертурбации.
Экспозиция Малазийи. Фото Анны Мартовицкой
Экспозиция Кувейта. Фото Анны Мартовицкой
Малазийя сделала ставку на эффективность зданий, оценив каждое из них по основным экономическим и инженерным показателям, а Кувейт предлагает весьма габаритную инсталляцию из архитектурных «протосимволов», вдоволь пофантазировав на тему, какими могут быть лендмарки современности. Экспозиция Кувейта. Фото Анны Мартовицкой
|