Победитель и финалисты конкурса на проект пассажирского терминала для порта Цзиньмэнь.
Цзиньмэнь, архипелаг в западной части Тайваньского пролива, в прошлом был стратегически важным пунктом обороны Китайской республики от КНР, а теперь его главный порт, также называющийся Цзиньмэнь, связывает Тайвань и другие острова Китайской республики с материковым Китаем как перевалочный пункт пассажирских и торговых перевозок. Перед участниками конкурса была поставлена непростая задача – совместить туристическую и рекреационную функции с эффективным функционированием терминала международных круизов. Центр, как ожидается, будет принимать 5 млн пассажиров в год. Организаторы сразу задали четкие этапы реализации проекта и определили его бюджет в 62 млн новых тайваньских долларов.
Конкурс проходил в 2 этапа. Для участия во втором этапе были отобраны 5 команд-финалистов, которые совместно с тайваньскими архитекторами дорабатывали свои проекты. По результатам этих трудов жюри выбрало трех основных призеров и присудило две поощрительных премии.
1-я премия. Junya Ishigami + Associates (Япония) и Bio Architecture Formosana (Тайвань)
Оазис среди холмов
Пассажирский центр в порту Цзиньмэнь © Junya Ishigami + Associates & Bio Architecture Formosana Architecture
Дзюнья Исигами известен в России как лауреат Премии Чернихова и победитель конкурса на реконструкцию Политехнического музея в Москве. Кроме того, он получил «Золотого льва» Венецианской биеннале в 2010.
Пассажирский центр в порту Цзиньмэнь © Junya Ishigami + Associates & Bio Architecture Formosana Architecture
Как ознаменование новой эры отношений островов Цзиньмэнь с Китаем авторы стремились создать «оазис, где все – и местные жители, и гости – ощущают гармонию с собой». Поэтому пассажирский центр спроектирован как 500-метровый парк, похожий на «красивый горный хребет». Серия многоуровневых крыш превращает здание в трехмерный ландшафт, где могут гулять посетители. Волнистый силуэт терминала заметен с корабля задолго до прибытия на остров; по мере приближения к суше, по замыслу авторов, в расщелинах среди «холмов» постепенно показывается город.
Пассажирский центр в порту Цзиньмэнь © Junya Ishigami + Associates & Bio Architecture Formosana Architecture
Пассажирский центр в порту Цзиньмэнь © Junya Ishigami + Associates & Bio Architecture Formosana Architecture
Помимо поэтического образа, проект победителей отличается грамотным инженерным решением: расположение окон на высоких скатах крыш позволит впустить морской бриз в интерьер здания, а тщательно продуманный план высадки растительности на поверхности кровли создаст богатую экологическую систему в искусственной среде.
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань)
Футуристическое будущее Цзиньмэнь
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Архитекторы из Лос-Анджелеса черпали вдохновение в культуре Цзиньмэнь. Смелые сочетания материалов, масштабов и векторов движения в решении пассажирского центра также присущи и местному зодчеству, а сложный динамичный силуэт терминала напоминает крыши домов Цзиньмэнь. «Цитрусовые» (красные, оранжевые, желтые и зеленые) цвета использованы в интерьере терминала, чтобы создать обилие цветовых эффектов, отразив при этом образ внутренней части острова.
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Структура здания представляет собой 5 многофункциональных кристаллов–блоков, объединенных оболочкой из перфорированных металлических панелей. Кристаллы выступают из базы постройки, как бы растягивая оболочку в разные стороны, что создает плавные переходы горизонтальных поверхностей в вертикальные. Таким образом, здание, являясь на самом деле группой из нескольких объемов, предстает как единое целое.
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Архитекторы продумали и функциональное решение: блоки расположены так, чтобы направлять и ориентировать посетителей, а уровни в них разделены в соответствии с потоками прибывающих и отправляющихся в путь пассажиров. В нижней части сосредоточились коммерческие площади, а в верхнюю вынесены все «портовые» – в первую очередь, администрация.
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
2-я премия. Tom Wiscombe Architecture (США) и Fei & Cheng Associates / Philip T.C. Fei (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
В основе конструктивной схемы – сетка колонн 8 х 8. Комплекс может быть легко реорганизован и расширен, если понадобится изменить его структуру или увеличится пассажиропоток.
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань).
Терминал-променад
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Lorcan O'Herlihy Architects, также бюро из Калифорнии, соединили в своем предложении функции терминала с приморским парком. Они стремились сохранить связь острова с морем: центр поднят над землей так, чтобы сохранить вид на воду, а вдоль берега проходит прогулочный променад. Здание работает как маяк для прибывающих пассажиров, а его структура перекликается с холмистым ландшафтом острова.
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Объем здания создан из сетки сложенных треугольных плоскостей, которые также формируют структуру парка вокруг. Остекленные проемы в сгибах треугольников позволяют обеспечить естественное освещение и открыть виды на парк изнутри центра.
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
3-я премия. Lorcan O'Herlihy Architects (США) и EDS International Inc (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Новый парк-терминал содержит объекты культурной инфраструктуры для путешественников и местных жителей. Среди них – сады, водоемы и пространства для концертов и выставок и других событий.
Поощрительная премия.
Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань)
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Как и другие участники, Miralles Tagliabue основательно подошли к изучению контекста: оси развития терминала заданы существующими ориентирами – горой Ташань и городом.
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Кроме того, еще в самом начале, сразу после посещения участка, архитекторы решили, что очень важно сохранить визуальную связь с морем. Поэтому основное здание центра разделено на несколько частей, чтобы обеспечить всем желающим доступ к воде. Также прекрасный вид на море открывается с крыши терминала.
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Miralles Tagliabue EMBT SLP (Испания) и Shou Dong-Gang и Su Mao-Pin Architect (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Высота и объем здания соотносится с волнистыми линиями ландшафта. Важную роль в проекте занимают темы природы (общественные пространства соединены между собой и с морем зелеными коридорами) и устойчивого развития (вдоль этих коридоров на перголах установлены солнечные батареи).
Поощрительная премия.
Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань)
Морские зонтики
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Для пассажирского центра в Цзиньмэнь архитекторы студии Josep Mias Gifre предложили создать огромный парк с крытыми и открытыми зонами. Свет – главный герой этого проекта.
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Поощрительная премия. Josep Mias Gifre и Mias Engineering Limited (Испания) и Tai Architect & Associates (Тайвань). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Крытые пространства терминала формируются навесами в форме огромных зонтиков, оболочки которых могут быть выполнены из стекла, пластика или даже ткани, что позволит солнечному свету проникать в интерьеры.
Участник 1-го этапа.
Бюро APTUM (Швейцария)
Участник 1-го этапа. Бюро APTUM (Швейцария). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Отличительной чертой проекта APTUM стали внутренние дворики монофункциональных блоков и большая консольная крыша.
Участник 1-го этапа. Бюро APTUM (Швейцария). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро APTUM (Швейцария). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро APTUM (Швейцария). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро APTUM (Швейцария). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро APTUM (Швейцария). Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа.
Бюро KAMJZ (Польша)
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Польские архитекторы предложили ввести в комплекс дополнительную функцию – терминал для велосипедов, вписав его в уже существующие сети велосипедных маршрутов на острове – WichU и City Bike.Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша)
Изображение: Kinmen Harbor Bureau
Участник 1-го этапа. Бюро KAMJZ (Польша) Изображение: Kinmen Harbor Bureau
|