Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.06.2014

Владимир: обустроенный центр или транспортный коллапс?

Инесса Ковалева

Урбанистическая инициатива губернатора вызвала протесты жителей и критику экспертов.

Большая Московская улица на старой открытке. Источник: old-vladimir.ru
Большая Московская улица на старой открытке. Источник: old-vladimir.ru

Создание пешеходных зон и деавтомибилизация городского центра – темы для России уже не новые. В течение последних лет в Москве, Перми, Ярославле и других городах успешно перенимают европейский опыт, обустраивая пешеходные улицы и велодорожки. 

Очередь дошла и до Владимира. Седьмого апреля 2014 года губернатор области Светлана Орлова объявила о решении создать в городе пешеходную улицу. Однако, вместо столь ожидаемого общественного одобрения власти столкнулись с протестами и негодованием: жители города категорически против превращения центральной городской улицы в пешеходную.  

И, действительно, решение, на первый взгляд направленное на благо, скрывает в себе множество проблем. 
 
Пешеходная трасса Москва–Нижний Новгород–Сибирь 
Для создания пешеходной зоны выбрана центральная улица города, Большая Московская, вдоль которой сконцентрировано большинство памятников архитектуры и истории. В то же время Большая Московская – улица с максимальной интенсивностью транспортного движения: за один час по ней проезжают 1400 машин и 137 автобусов.
Большая Московская улица. Фотография: romanovz.livejournal.com
Большая Московская улица. Фотография: romanovz.livejournal.com
Большая Московская улица. Фото: romanovz.livejournal.com
Большая Московская улица. Фото: romanovz.livejournal.com

Улица исторически сформировалась как трасса Москва–Нижний Новгород–Сибирь, выполняла эту функцию в древности и сохраняет ее сейчас. Проект пешеходной зоны исключает движение транспорта на участке длиной 510 метров: от Золотых ворот до улицы Гагарина, на основном туристическом маршруте города. 

И надо сказать, что предложение властей действительно не выдерживает никакой критики. С первого взгляда понятно, что владимирцы беспокоятся не без оснований: существующий трафик с Большой Московской предполагается перераспределить по параллельным улицам: первой и второй Никольским и Княгининской, ширина которых, даже если их расширить, недостаточна. Несколько лет назад было начато строительство объездной Лыбедской магистрали, призванной разгрузить центр. Однако проект реализован лишь частично, затем работы были остановлены. До их завершения альтернативы Большой Московской нет. Очевидно, что транспортный коллапс в сложившейся ситуации неизбежен. Поэтому инициативу губернатора не поддерживают ни жители, ни эксперты. 

Троллейбус не пройдет 
Троллейбус на Большой Московской. Фотография vladimir-city.blogspot.ru
Троллейбус на Большой Московской. Фотография vladimir-city.blogspot.ru

Запрет движения на этом участке улицы приведет к изменениям шести из девяти троллейбусных маршрутов. В случае создания пешеходного центра пять из них окажутся отдалены от центра, а один, связывающий юг и запад города, вообще прекратит свое существование (по другим сведениям, см. петицию, будут отменены пять троллейбусных маршрутов). В то время как многие города стремятся отказаться от маршрутных такси ввиду их малой вместимости и разрушительного действия выхлопных газов на среду, в центре Владимира экологичный троллейбус заменят маршрутками. Это не только увеличит нагрузку на транспортную сеть, но и поднимет уровень загазованности городского центра. Существующие автобусные маршруты изменят и дополнят маршрутками, но ездить все они будут по все тем же первой и второй Никольской, прямо под окнами жилых домов. 

Тротуарная плитка вдоль и поперек 
Проект пешеходного участка Большой Московской. Источник: http://zebra-tv.ru/
Проект пешеходного участка Большой Московской. Источник: http://zebra-tv.ru/

На общественных слушаниях 21 апреля власти презентовали проект пешеходной зоны. Судя по представленным материалам, историческая улица должна превратиться в пространство, вдоль и поперек замощенное тротуарной плиткой, с несколькими лавочками, фонарями и деревьями в кадках. При этом наиболее значимая достопримечательность на всем участке – Золотые ворота – по-прежнему будет отрезана от пешеходной части кольцевым объездом.

Представленный проект благоустройства не одобряют не только жители, но и эксперты.
Ирина Ирбитская,
архитектор, урбанист, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС:
 
«К дизайну у меня большие претензии. Подобное решение снижает использование улицы. Не должно быть неподвижных элементов посередине улицы, которые мешают движению пешеходов. Фонарь, стоящий по центру, – барьер для организации концертов, например. Клумбы из бетона в эпоху интегрального озеленения вызывают недоумение. И, безусловно, должен быть конкурс, но это все уже после того, как будет проведена серьезная исследовательская работа – город нуждается в серьезном транспортном анализе».
***

Исходя из теории «нового урбанизма», концепция пешеходной улицы эффективно работает, когда пространства первых этажей отданы под общественные функции, кафе и магазины, способные привлечь различные категории жителей – и бедных, и богатых. Урбанист Ирина Ирбитская считает, что о функционале пешеходной зоны следует задумываться гораздо раньше ее создания: «В случае превращения улицы в пешеходную властям в первую очередь необходимо разрабатывать и внедрять политику первых этажей, в частности – задуматься о ценах на аренду и их регулировании, возможных льготах для социально ориентированных организаций». Сейчас же, напротив, владимирцы опасаются, что уже существующие на Большой Московской «предприятия малого и среднего бизнеса» разорятся после того, как движение будет перекрыто, и экономика исторического центра только пострадает. 

Оптимальным решением для Владимира жители и эксперты называют сохранение Большой Московской как транспортно-пешеходной улицы, оставив там полосы для общественного транспорта и ограничив движение личных автомобилей.
***
 
Ирина Ирбитская:
«Как эксперт, я – за пешеходную улицу в историческом центре. Это, безусловно, правильный инструмент развития экономики первых этажей. Центр исторического города требует музеефикации, он не может вписаться в новую архитектуру. В сложившейся ситуации я не вижу альтернативного маршрута для общественного транспорта. На данный момент вместо исключительно пешеходной, на мой взгляд, разумным выбором будет пешеходно-транспортная улица».
***
Альтернативный проект
Петиция с призывом сохранить движение частного и общественного транспорта на Большой Московской до завершения строительства объездных магистралей, рассмотреть альтернативные варианты пешеходных маршрутов и провести конкурс на проект из обустройства – собрала уже более 4000 подписей. Авторы петиции называют пешеходную зону «давней мечтой всех владимирцев», но призывают «не превращать ее в градостроительную и социальную катастрофу». Об альтернативном проекте пешеходных зон можно узнать здесь
Альтернативное предложение пешеходного маршрута от городских активистов. Схема: vladimir-city.blogspot.com
Альтернативное предложение пешеходного маршрута от городских активистов. Схема: vladimir-city.blogspot.com
Альтернативное предложение пешеходного маршрута от городских активистов. Схема: vladimir-city.blogspot.com
Альтернативное предложение пешеходного маршрута от городских активистов. Схема: vladimir-city.blogspot.com
Владимир, день города, Золотые ворота. Фотография: http://nesiditsa.ru
Владимир, день города, Золотые ворота. Фотография: http://nesiditsa.ru
Вымостка у церкви Георгия. Часть альтернативного пешеходного маршрута. Фотография: vladimir-city.blogspot.ru
Вымостка у церкви Георгия. Часть альтернативного пешеходного маршрута. Фотография: vladimir-city.blogspot.ru

Если же говорить о вариантах пешеходных зон, то Владимир мог бы воспользоваться опытом Невского проспекта в Петербурге и Крещатика в Киеве, где транспорт уступает место пешеходам по выходным и праздникам. 
 
Маша Славнова 
архитектор-урбанист, бюро Меганом; в прошлом жительница города Владимира:
 
«Я считаю, что перекрывать Большую Московскую не нужно. Это главная артерия города и для начала необходим подробный транспортный анализ. Для пешеходных улиц есть всевозможные второстепенные улицы, которые «умирают». Им бы как раз и не помешал лишний трафик людей – принес бы новую жизнь старым красивым домам. Масштаб намного лучше на улицах, уходящих вниз к реке. И направления там интересные: к старой аптеке, к музыкальному училищу.

Идея перекрытия возможна лишь как воскресная тема или по праздникам. Это может создать очень много проблем с движением, и, кроме того, опять все деньги будут вложены в главную улицу.

Туристов во Владимире не так уж много, пешеходного трафика недостаточно. Умрет половина магазинов, так как пока непонятно, кто туда будет ходить из жителей. Пешеходная улица должна давать новую жизнь маленьким переулкам, с ее помощью открываются мастерские, маленькие (не сетевые) магазинчики и кафе.

Начинать развитие пешеходного центра надо начинать не с главной оси, а с второстепенных улиц. Они в центре Владимира не менее интересны и полны потенциала. Нужно посмотреть внимательно на анализ транспорта, продумать получше парковку в центре и тогда эти пешеходные ответвления помогут сделать город комфортнее и сохранить историю.

Пока же мне кажется, что все перекроют, создадут кучу проблем, сделают быстро и навсегда (не гибко), и уже потом будут думать и ставить туда скульптуры и пивные палатки».
***

Несмотря на очевидные аргументы, уже больше месяца идет спор – быть или не быть пешеходной зоне на главной владимирской улице? Опробовать свою идею власти планировали в выходные 2–3 мая, однако эксперимент не состоялся и был отложен на неопределенный срок со ссылкой на недостаточную подготовку дорог. Созданная в результате общественных слушаний рабочая группа под руководством Общественной палаты не провела ни одного заседания. Но намерение остановить движение по Большой Московской, судя по всему, отложено не было: в городе активно ведутся работы по расширению параллельных улиц и установка знаков об объезде. И пока владимирские активисты спорят и пишут петиции, власти торопятся и хотят успеть к октябрю – юбилею области.