В Высшей школе экономики открывается новое направление «История искусства», важной частью которого станет преподавание истории архитектуры.
На Факультете истории ВШЭ открывается новое направление бакалавриата – «История искусства». Поступление – по ЕГЭ, экзамены: история (профильный), иностранный и русский язык. Обучение бесплатное (25 бюджетных мест), лучшим студентам выплачивается стипендия.
Программа, рассчитанная на 4 года, будет построена на сочетании новаторских методик с классическими подходами к преподаванию истории искусства. Предусмотрен основательный курс методологии предмета и трехлетний хронологический курс истории искусства. Много внимания будет уделено современному искусству, кино, фотографии и дизайну.
Такая широта дает прекрасную ориентацию во всех областях визуальности, которая столь значима в современном обществе. Искусствовед – это тот, кто умеет лучше других понимать язык визуального, истолковывать его, то есть переводить с него на словесный и обратно. «Понятие «стиль», которым оперируют искусствоведы, – это по сути чистое ощущение эпохи, которое мы получаем непосредственно из самого визуального источника без примеси текстологических толкований», – считает историк архитектуры Лев Масиель Санчес, один из создателей программы и преподавателей направления.
Конкретные сферы приложения этих умений – музеи и арт-центры: хранение, исследование, консультации, лекции, выставки – реставрационные центры и отделы музеев – СМИ: художественная, архитектурная и общекультурная критика – органы государственной власти, осуществляющие культурную политику – лицеи, гимназии и др.: преподавание «Мировой художественной культуры» и иных смежных предметов – образовательные и туристические агентства
Для работы в узко профессиональных сферах: науке и высшем образовании, сфере антикварного и галерейного бизнеса, – нужно продолжить обучение в магистратуре. В ВШЭ уже два года функционирует магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства», планируется открытие новых программ.
Но вернемся к программе бакалавриата. На последних курсах студенты получат возможность выбрать много специализированных курсов, среди которых едва ли не половина посвящена архитектуре. По словам Льва Масиеля Санчеса, архитектурная составляющая курса очень важна, поскольку «сегодня без привлечения специалистов по истории архитектуры невозможно ни грамотное планирование городской среды, ни, разумеется, охрана и сохранение памятников. Без серьезных знаний по истории архитектуры и градостроительству вместо реставрации получаются псевдоисторические муляжи, диснейленд». Курсы специализации будут посвящены урбанистике, интерпретации региональной и вернакулярной архитектуры, ландшафтному искусству, архитектуре последних десятилетий.
Кроме того, планируется сделать акцент на изучении искусства всего мира в целом, без традиционного (и нередко мешающего восприятию) приоритета европейского мейнстрима. Уже в основной курс «Введения в историю искусства» входят лекции и семинары, посвященные искусству Китая, стран Океании, Африки и Латинской Америки. По мнению искусствоведа Анны Гусевой, преподавателя направления и специалиста по современной японской архитектуре, такой подход «позволит создать целостное представление о развитии искусства и архитектуры в мире, понять насколько близко взаимодействовали разные, на наш современный взгляд, культуры. Если в музыке современная культура с лёгкостью взаимодействует с традициями, пришедшими из Азии, стран Латинской Америки или Африки, то в области искусства эти страны, во многом остаются еще terra incognita. А учитывая растущую экономическую роль таких стран как Китай, Индонезия или Бразилия, невозможно игнорировать текущие процессы как в культуре, так и на арт-рынках этих стран».
О важности музейной составляющей, обучении в постоянном контакте с произведениями искусства Елена Шарнова, академический директор отделения и эксперт в области французской живописи, «в процессе учёбы много внимания будет уделяться знакомству с различными музеями, галереями и их практиками презентации произведений искусства, в том числе антикварных галерей и аукционных домов». (Текст интервью с Еленой Шарновой можно прочитать на новостном портале НИУ ВШЭ). Знание условий бытования произведений искусства, их репрезентационной и рыночной роли, являются важной особенностью обучения искусствоведению в ВШЭ.