Сигэру Бан получил Притцкеровскую премию.
Жюри премии назвало его «образцовым профессионалом» за его деятельность во благо человечества. Сигэру Бан уже 20 лет занимается помощью пострадавшим от стихийных бедствий, причем эта деятельность включает в себя работу на месте катастрофы и активное сотрудничество с государственными структурами и общественными организациями, что дает гораздо более ощутимый результат, чем исследования в тиши своей мастерской. Нельзя забыть и о благотворительности: Бан не только проектирует сооружения для пострадавших от стихии территорий, но и находит способ реализовать их без привлечения местных средств – силами студентов и при финансовой поддержке японских меценатов, как было с концертным залом в Л'Аквиле.
Сигэру БанФото: Shigeru Ban Architects
Но гуманитарная деятельность Сигэру Бана не была бы так успешна, если бы не сочеталась с экспериментальным подходом к проектированию. Широко известны его постройки из картонных труб, служащих несущей и ограждающей конструкциями: их легко и быстро возводить, трубы просто сделать водо- и огнеупорными, а затем, когда в этих временных постройках уже нет надобности, их легко переработать. И эта «устойчивость», максимально возможные экологичность и безотходность – еще одна черта работ Бана. По его словам, он строил согласно этому принципу еще 30 лет назад, когда бум «зеленой» архитектуры был далеко впереди.
Бумажная церковь в Кобе. 1995. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Бумажные «хижины» в Турции. 2000. Фото: Shigeru Ban Architects
Также в портфолио Бана – разнообразные виллы, офисные здания на деревянном каркасе, Центр Помпиду-Мец и «Кочевой музей» из грузовых контейнеров, причем каждый из этих проектов дает очень смелый, но вполне рациональный ответ на пожелания заказчика и условия контекста.
Бумажные «хижины» в Турции. 2000. Фото: Shigeru Ban Architects
Бан – единственный на сегодняшний день лауреат Притцкеровской премии, который реализовал доступный для осмотра проект в России: это павильон ЦСК «Гараж» в московском Парке Горького.
Павильон Центра современной культуры «Гараж». Фото: Илья Иванов © ЦСК «Гараж»
Сигэру Бан – уже седьмой японский архитектор, удостоившийся Притцкеровской премии. До него лауреатами становились Кэндзо Тангэ (1987), Фумихико Маки (1993), Тадао Андо (1995), Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава (SANAA) (2010) и Тойо Ито (2013).
Бумажные «хижины» в Бхудже, Индия. 2001 Фото: Kartikeya Shodhan. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Положенные каждому обладателю «Притцкера» бронзовую медаль и денежный приз в 100 000 долларов Сигэру Бан получит на торжественной церемонии 13 июня 2014 в амстердамском Рейксмузеуме.Хуалиньская временная начальная школа в Чэнду. 2008. Фото: Li Jun. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Бумажный концертный зал в Л′Аквиле © Didier Boy de La Tour
Бумажный концертный зал в Л′АквилеФото © Didier Boy de La Tour
Многоэтажные временные дома из контейнеров в Онагаве, Япония. 2011. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Многоэтажные временные дома из контейнеров в Онагаве, Япония. 2011. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Картонный собор в Крайстчерче © Stephen Goodenough
Картонный собор в Крайстчерче © Stephen Goodenough
Центр Помпиду-Мец. 2010. Фото © Didier Boy de La Tour
Временная картонная мастерская Шигеру Бана на крыше Центра Помпиду в Париже. 2004. Фото © Didier Boy de La Tour
Павильон Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Совместно с Фраем Отто. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
«Обнаженный дом» в Сайтама, Япония. 2000. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
«Обнаженный дом» в Сайтама, Япония. 2000. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Дом Curtain Wall House в Токио. 2000. Фото: Hiroyuki Hirai. Предоставлено Shigeru Ban Architects
Штаб-квартира медиа-концерна Tamedia © Didier Boy de La Tour/ Tamedia
Штаб-квартира медиа-концерна Tamedia © Didier Boy de La Tour/ Tamedia
|