1 марта в Москве скончался Юрий Яковлевич Герчук (19.10.1926–1.03.2014). Искусствовед, критик, автор множества исследований, посвященных искусству книги и типографике, орнаменту, истории разгона Хрущевым манежной выставки авангарда («Кровоизлияние в МОСХ или Хрущев в Манеже»). А также двух знаменитых «Художественных памятников Верхней Волги» из желтой серии (в соавторстве с женой, Мариной Иосифовной Домшлак), эссе-путеводителя, о котором сейчас многие отзываются как о «перевернувшем жизнь». И подробного архивного исследования биографии Баженова, изданного в 2001 году («Василий Иванович Баженов. Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы»).
Прощание с Юрием Яковлевичем Герчуком состоится в 11:00 во вторник, 4 марта, в морге 72-й Горбольницы (ул. Оршанская, дом 16, вход с Оршанской, морг прямо напротив ворот) До ст. м. «Молодежная» (1 вагон из центра), далее авт. 58, 251, 127 до остановки «ГКБ № 72» или пешком минут 10.
***
Наталья Троскина, ЦНРПМ, 2.03.14 via facebook: «Светлая память Юрию Яковлевичу. Я помню Юрия Яковлевича и его Марину Иосифовну на заседаниях ЭКОСа. Тогда А. Кузьмину, А. Комечу и А. Кудрявцеву удалось собрать лучших исследователей Москвы, реставраторов, которые пытались объяснить свои позиции современным архитекторам. Негромкие выступления Герчука и Домшлак были самыми аргументированными и бескомпромиссными. Урок на всю жизнь, как и выверенные тексты их публикаций и безупречная общественная репутация.»
Несколько цитат из юбилейной подборки, сделанной в 2006 журналом «Наше наследие» («Жест внутренней свободы», см. полностью здесь)
Галина Ельшевская: «…про него не с руки сочинять «юбилейные» речи – он к ним совершенно не располагает. Так никогда не ведут себя «юбиляры», «заслуженные деятели» и прочие – страшно сказать – «последние могикане». Им по рангу положено соблюдать статуарность и двигаться плавно, а Герчук даже и не просто ходит, а бегает, так, что за ним не угнаться, – и бегает, в числе прочего, на «неподобающие» своему возрасту и статусу мероприятия: например, на выставки современного искусства. Ему интересно.»
Илларион Голицын: «Дорога мне в Юрии Яковлевиче его любовь к архитектуре. Вместе с супругой Мариной, знатоком древней архитектуры, он ревностно следит за тем, какие изменения происходят в архитектурной среде Москвы, ратуя за сохранение ее культурного и историче-ского наследия.»