Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.03.2014

Итальянцы в России

Мастерская:
Italian Trade Agency

Интервью с Маурицио Форте, директор Агентства ИЧЕ в Москве: о российском рынке и итальянских компаниях, поставляющих в нашу страну продукцию под маркой "сделано в Италии".

Архи.ру:
Как давно Агенство ИЧЕ начало работать на российском рынке и какие услуги оно предлагает?

Маурицио Форте:
Агентство ИЧЕ работает на российском рынке с 1966 года, когда политический и экономический контекст в стране был совершенно иным. Сегодня Агентство ИЧЕ аккредитовано как Отдел по развитию торгового обмена Посольства Италии в Москве. На территории Российской Федерации успешно функционируют четыре офиса, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Также ИЧЕ координирует деятельность на территории Армении, Беларуси и Туркменистана.

Агентство обеспечивает содействие с целью увеличения экспорта и объемов инвестиций через широкий спектр услуг и программ поддержки, уделяя особое внимание малым и средним предприятиям и их объединениям как на этапе выхода на местный рынок, так и на более поздних этапах развития и консолидации.

В числе наиболее популярных и важных услуг по поддержке компаний можно назвать поиск местных партнеров, посредством которых производится проверка актуальности продукта для российских клиентов, потенциально заинтересованных в сотрудничестве. Это позволяет использовать конкретные возможности той или иной компании в интересах бизнеса. Сеть Агентства ИЧЕ в России ежегодно осуществляет около 100 промо-проектов и предоставляет персонализированные услуги более чем 3 тысячам итальянских компаний.

Сотрудничество по каким отраслям развивается в последние годы наиболее динамично? Какие компании, работающие в области строительных материалов, инженерных решений и интерьерной продукции, уже успешно работают на российском рынке? Какие – заинтересованы в увеличении своего присутствия на нем?

Россия и Италия с точки зрения торгового обмена в значительной степени взаимно дополняют друг друга: мы приобретаем в России сырье, а она покупает у Италии продукцию, которая либо вовсе не производится на местном рынке, либо сильно отличается по своим качественным характеристикам от итальянской. Восприятие в России продукции с маркой «сделано в Италии» в значительной мере связано с такими потребительскими товарами, как продовольствие, сельскохозяйственная продукция, мода, дизайн. Очень высоко ценятся лучшие образцы в сфере машиностроения, технологий и товаров производственного назначения – в нашем экспорте их доля превышает 40%.

Число итальянских компаний, которые успешно работают на российском рынке, весьма велико. Часть из них работает через агентов и дистрибьюторов, другие открыли в стране постоянные представительства, призванные укреплять позиции компании на рынке и одновременно обеспечивать непосредственный контроль над сбытовой сетью. Среди компаний, инвестирующих средства в России, следует назвать  «Мапей» (Mapei), «Атлас Конкорд» (Altas Concorde), «Барауссе» (Barausse), «Картелл» (Kartell), «Натуцци» (Natuzzi) и др.

В области строительных материалов, предметов интерьера и конструирования наиболее интересными представляются компании, которые уже предприняли первые шаги к знакомству с российским рынком с целью выяснить, насколько их продукция соответствует существующим в стране требованиям и какой отклик она находит среди потребителей. Так или иначе, но сегодня можно отметить все возрастающий интерес к российскому рынку со стороны многих итальянских компаний, что свидетельствует об огромных перспективах реализации в России разнообразной продукции под маркой «сделано в Италии».

Товарные сегменты из сферы предметов интерьера, где итальянский экспорт имеет наиболее высокие показатели – это кухни, спальни, офисная мебель. Здесь, по данным российской таможни, за 11 месяцев 2013 года доля рынка превысила 22%. Если же в целом оценивать тенденции роста за 11 месяцев 2013 года, то наибольшее увеличение спроса отмечено в сегменте медицинской мебели (+35%). В области строительных материалов наибольшей популярностью пользуется эмалированная и неэмалированная облицовочная плитка – здесь отмечены наивысшие показатели экспорта, а доля рынка превысила 17%.

Каковы, на Ваш взгляд, характерные особенности российского рынка и в чем его основные отличия от европейского? Что меняется?

После распада Советского Союза Россия постепенно открылась для международной торговли. Рост доходов населения и увеличение внутреннего спроса в последние годы обусловили рост импорта готовой продукции. Это, главным образом, связано с необходимостью преодоления дефицита тех или иных товаров и наиболее полным удовлетворением внутреннего спроса, а в некоторых случаях – с производством продукции аналогичного качества.

Одной из задач страны является развитие экономики, которая до сих пор остается сильно зависимой от энергоресурсов, притом что этот рынок является крайне непредсказуемым. Стабильность экономики может обеспечить экономический рост в сферах, далеких от нефтегазовой отрасли и металлургии. Следует напомнить, что одним из приоритетных направлений в политике Владимира Путина является увеличение объемов строительства, в особенности жилья. До 2016 г. в соответствии с весьма амбициозными планами предполагается построить порядка 100 миллионов квадратных метров новых жилых площадей, а к 2020 г. довести этот показатель до 142-х миллионов квадратных метров. Эти планы наглядно демонстрируют серьезную потребность страны в жилье. Я думаю, что реализовать намеченное за столь короткий срок будет весьма непросто, однако, поставленные задачи позволяют надеяться, что в ближайшие годы развитию строительной отрасли будет уделяться особое внимание.

Неуклонное становление единого рынка изменило стратегию роста предприятий. В прежнее время большинство компаний действовало исключительно в масштабах местного или национального рынка. Теперь на смену ему пришел другой рынок – более широкий, имеющий огромный индустриальный потенциал, способность к инновациям, созданию эксклюзивной продукции и высококачественных промышленных товаров. В отличие от российского у европейского рынка наблюдался значительный рост, вплоть до кризиса 2008 года, однако в последние годы он испытывает существенные трудности в стремлении вернуться к стабильному росту. Широкое оснащение технологиями, использование организационных моделей, соответствующих природе глобального рынка, сокращение бюрократических затрат, облегчение доступа к кредиту могли бы позволить европейским компаниям вернуться к докризисному уровню на внутреннем рынке и повысить конкурентоспособность в отношении наиболее агрессивных глобальных конкурентов. Европейский Союз является важным партнером России. Работая в этой стране, мы постоянно видим тому подтверждение. Обе страны работают в целях интенсификации сотрудничества, устранения визовых барьеров, дальнейшего развития торговых обменов и инвестиций. Итальянские копании, в частности, рассматривают российский рынок как хорошую возможность для расширения.

Какие уровни коммуникаций между итальянскими компаниями и российской стороной Вы считаете наиболее успешными?

Уровень связи – прекрасный, благодаря растущему взаимодействию между двумя экономическими системами и отдельными предпринимателями обеих стран. Посещения многочисленных итальянских и российских выставок, делегации предприятий, частые рабочие поездки в Италию и Россию, активный туристический поток россиян в нашу страну, человеческая и культурная гармония – все это создает весьма благоприятную почву для связи между предприятиями. С «технической» точки зрения мы всегда рекомендуем итальянским компаниям поддерживать прямую связь с партнерами на основе диалога, ясного и определенного, в котором могут участвовать и государственные органы в целях содействия процессам сотрудничества и развитию бизнеса.

В 2013 году итальянская сторона порадовала россиян замечательными коллекциями Караваджо и Тициана в Пушкинском музее, а также рядом концертов итальянской музыки. А какие события в сфере торгового обмена Вы назвали бы особенно значимыми за последний год?

Привлекая внимание широкой общественности к отдельному произведению в Италии или России, мы тем самым открываем новые возможности для расширения и укрепления связей и торгового обмена между нашими странами. Перекрестный год туризма Италия-Россия, начавшийся в конце 2013 года, представляет собой важную программу, призванную увеличить туристические потоки, что одновременно способствует развитию национального и регионального производства. Наш московский офис, организуя около 100 мероприятий ежегодно – а это и участие в выставках с коллективными экспозициями, и поездки российских оптовых покупателей в Италию, и организация симпозиумов и семинаров с двусторонними встречами, и поездки групп предпринимателей в российские регионы, и др. – создает условия для поддержки и роста торгового обмена между двумя странами.

Отраслевая выставка I Saloni WorldWide, представленная в Москве в минувшем октябре, вот уже много лет считается отправной точкой для компаний, работающих в сфере предметов интерьера, а также в строительных отраслях, поскольку в последние годы отдельный раздел выставки посвящен итальянской облицовочной плитке.

Кроме того, все больше делегаций итальянских предприятий приезжают в Россию, в этом им нередко оказывают поддержку отраслевые ассоциации и территориальные органы власти, которые рассматривают Россию как целевой рынок. Как правило, они обращаются за содействием в наше представительство, например, для оказания помощи в поисках местного партнера или с просьбой организовать деловую встречу. Не меньшее количество российских представителей регулярно посещают Италию. Наше агентство набирает делегации из представителей российских оптовых покупателей или архитектурных мастерских, которые затем (зачастую за счет самих отраслевых ассоциаций или региональных органов власти) направляются в Италию, где знакомятся с профильными предприятиями с целью установить новые отношения сотрудничества или укрепить уже существующие.

Как Вы оцениваете итоги прошедшей выставки I Saloni в Москве?

Высокая степень удовлетворенности со стороны итальянских компаний-участников говорит о правильности и необходимости проведения подобных мероприятий, которые ИЧЕ активно поддерживает. Специальные рекламные приложения к отраслевым журналам, посвященные участвующим в выставке итальянским производителям, организация посещения выставки представителями российских компаний, а также архитекторами, оптовыми покупателями и дистрибьюторами из разных регионов страны и соседних государств – все это для итальянских экспонентов оказалось весьма эффективными мерами. Такие мероприятия способствуют знакомству с производственными округами и ориентируют спрос на лучшие образцы продукции, произведенные в Италии.

Также я хотел бы упомянуть об еще одном мероприятии, прошедшем в рамках выставки. Речь идет о мастер-классах известных итальянских архитекторов, которые поделились с российской аудиторией своим профессиональным опытом. В свою очередь в рамках этого события российские отраслевые эксперты обсудили вопросы розничной торговли, дизайна, архитектуры и коммуникаций.

Могу отметить, что, по данным национального института статистики Istat, с января по октябрь 2013 г. объем экспорта мебели в Россию составил 673 миллиона, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Это вдохновляет нас на то, чтобы продолжать рекламные акции и всячески поддерживать итальянские компании, работающие на российском рынке.

Расскажите о ваших планах на будущее. Какова стратегия развития Агентства в сегменте строительства, архитектуры и дизайна?

В будущем, как и сегодня, мы намерены продолжать поддерживать итальянские компании на российском рынке всеми имеющимися у нас средствами. Ведь мы хорошо понимаем, что работаем на рынке с огромным потенциалом, где потребитель очень ценит итальянскую продукцию.

Среди плановых мероприятий 2014 года – работа по информированию и максимально эффективному содействию итальянским компаниям в выходе на российский рынок, поддержка в участии в выставках в форме специально разработанных видов услуг, организация корпоративных презентаций, встреч с потенциальными местными партнерами, сопровождение представителей компаний в передвижении по регионам России, приглашение оптовых покупателей в Италию для участия в семинарах, выставках и экскурсиях на предприятия.

Стратегия ИЧЕ в области предметов интерьера и строительства не претерпит больших изменений и будет ориентироваться на активизацию участия в таких мероприятиях, как Saloni WorldWide, которые ежегодно дают положительные результаты. Одновременно будет уделяться внимание развитию региональных территорий и других городов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, где наши компании также смогут успешно работать. Именно с компаниями, специализирующимися в области предметов интерьера и строительства, организуются поездки предпринимателей в российские регионы, при этом такой формат позволяет сократить расстояния, способствует бизнесу, позволяет планировать встречи в офисах местных партнеров. Столь же частыми являются приглашения оптовых покупателей и архитекторов на итальянские заводы, в том числе в периферийные города. Во всех случаях прямые переговоры способствуют развитию и расширяют возможности для установления новых торговых отношений между двумя странами.

Ссылки по теме: компания «Мапей», компания «Атлас Конкорд», компания «Барауссе», компания «Картелл»,  компания «Натуцци».