Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.02.2014

В Петербурге представили обновлённую концепцию судебного квартала

Мастерская:
Архитектурная мастерская М.Атаянца

Архитектурная концепция судебного квартала, 2 вариант © ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Архитектурная концепция судебного квартала, 2 вариант © ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
В октябре прошлого года мастерская Максима Атаянца одержала победу в конкурсе на архитектурную концепцию судебного квартала, который расположится на месте «Набережной Европы». Однако, тогда победителю рекомендовали доработать проект: убрать жильё для судей, расширив общественные пространства, и отказаться от прямого заимствования исторических архитектурных образцов.

Вчера Максим Атаянц представил обновлённую концепцию Совету по сохранению культурного наследия Петербурга. Согласно ей, как пишет «Росбалт», на территории квартала, напротив южного фасада театра Эйфмана, появится городской сад, который займёт 3,5 га. Однако, пока не ясно, как именно он будет выглядеть, поскольку ландшафтные решения представлены не были. Кроме того, от Биржевого до Тучкова моста предлагается обустроить двухкилометровую пешеходную набережную, а на площади Лихачева организовать подземный пешеходный переход для беспрепятственного доступа пешеходов в квартал со стороны Петропавловской крепости. Авторы концепции обещают, что территория не превратится в изолированную городскую зону, доступ туда будет свободным. Открывшийся после сноса ГИПХа вид на Князь-Владимирский собор с Дворцовой набережной сохранят: самая высокая точка судебного квартала не превысит отметки в 25,5 метра.
Архитектурная концепция судебного квартала, 2 вариант © ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Архитектурная концепция судебного квартала, 2 вариант © ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Представленный проект, сообщает «Фонтанка», вновь вызвал неоднозначную оценку экспертов. В частности, зампредседателя ВООПИиК Александр Кононов в целом отозвался о проекте положительно: «После реализации проекта «Набережная Европы» мы бы не имели шансов на виды. Это же единственный проект, который полностью учел градостроительную критику». По мнению же экс-главы ВООПИиК Владимира Лисовского, подобный проект на этом месте вообще не нужен, так как создает третью архитектурную доминанту. Тем не менее, эксперт отметил, что «нужно уходить от цитирования: видно же, что здесь Кваренги, а здесь еще кто-то. Да и слишком пафосно эта архитектура выглядит». Руководитель «Студии 44» Никита Явейн похвалил новый вариант здания суда, однако здание театра Эйфмана сравнил с мавзолеем Чаушеску.
Театр бориса Эйфмана. Вид с проспекта Добролюбова. Проект мастерской Максима Атаянца. Фотография: «Коммерсантъ»
Театр бориса Эйфмана. Вид с проспекта Добролюбова. Проект мастерской Максима Атаянца. Фотография: «Коммерсантъ»
В завершение дискуссии и. о. председателя КГИОП предложил проголосовать за общее пространственное расположение, а не за оценку архитектуры проекта. Архитектурное решение в части объемно-пространственной композиции поддержали 11 членов совета, трое выступили против и один воздержался.
М.Ш.