Бельгийское архитектурное бюро Xaveer De Geyter Architects (XDGA) – лидер одного из восьми консорциумов-участников, прошедших во 2-й этап конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции Международного финансового центра в Рублево-Архангельском. Ксавер Де Гейтер, основатель XDGA, поделился с Архи.ру своим видением транспортных проблем Москвы, рассказал о том, зачем нужен концептуальный подход к проектированию, и в чем заключается роль архитектора.
Ксавер Де Гейтер. Фото предоставлено КБ «Стрелка»
Архи.ру:
– Ваше бюро занимается как архитектурными, так и градостроительными проектами. Отличается ли подход к работе над крупными территориями?
Ксавер Де Гейтер: – Для нас нет фундаментальной разницы в подходе. Конечно, существует специфика работы в разных масштабах. В архитектурном проекте правила установлены заранее, в развитии большой территории отсутствует эта система четких правил, а принятие решений приходит из области политики и экономики. Для нас каждый проект – это бомбардировка разными идеями, часто противоположными, но из этой конфронтации мы извлекаем знание о проекте, которое в дальнейшем приводит к обоснованию проектного предложения.
– Какова роль исследований в вашей практике?
– Каждый проект для нас в каком-то смысле исследование. Мы делали чисто исследовательские проекты, например, издали книгу «After-Sprawl: Research on the contemporary city» – «Конец экспансии: результаты исследования современного города», посвященную проблемам и потенциалу периферии. Это достаточно специфичный проект, нацеленный на поиск возможностей, и впоследствии он повлиял на наши реальные проекты. Говоря о типологии городских пространств, можно выделить два типа идентичностей. Есть исторические города с устоявшимся общественным пространством, которое работает определенным образом, но есть и периферия – неорганизованная форма урбанизма, где эти правила не применяются. Такие области – наиболее проблематичные, и они требуют особого внимания.
Школа изящных искусств Синт-Лукас в Генте. 2002-2013 © XDGA
– Вы работали в бюро OMA на протяжении десяти лет. Как этот опыт повлиял на вашу дальнейшую работу?
– Я работал над очень разными проектами – начиная от небольшой виллы и заканчивая крупными градостроительными объектами. Наиболее важной была методология работы, которую мы используем до сих пор. Команда генерирует огромное количество идей, и из этих идей постепенно, в процессе дебатов, формируется знание, которое логически приводит к общему заключению. В этом случае решение возникает как бы само по себе, поскольку одна из идей лучше всего раскрывает данную проблематику и оказывается сильнее. Это более объективный способ работы, чем принятие решения в одиночку.
– Конкурс на Международный финансовый центр достаточно прагматичен. В то же время, если рассматривать создание МФЦ как строительство нового города, то эта задача – вызов в смысле концептуального мышления. Каков баланс прагматического и концептуального в вашей работе?
– Любой градостроительный проект предполагает ряд аспектов, которые невозможно описать с точностью в начале работы. Концепция – это каркас, позволяющий происходить тем вещам, о которых вы мало знаете. Поэтому очень важно оперировать концепциями с самого начала, чтобы сохранять ясное видение, позволяющее развитие во времени. Сложно предсказать, что случится через 20 лет. И хорошая концепция должна включать в себя это понятие неопределенности.
Европейский колледж в Брюгге. 2001-2008. Фото: Andre Nullens © XDGA
– Каковы ваши впечатления об участке проектирования? Что самое важное в развитии новых районов с финансовой составляющей?
– Многие современные финансовые центры страдают от монофункциональности, поэтому подход к МФЦ как к небольшому городу, включающему в себя все аспекты городской жизни, я считаю правильной стратегией. Участок обладает рядом несомненных достоинств, которые необходимо использовать: близость к реке и природное окружение должны выступать важнейшими элементами будущего города.
Башня Elishout Kitchen Tower в Андерлехте (Брюссель). 2003-2011. Фото: Frans Parthesius © XDGA
– Как вы, наверно, заметили, основные проблемы Большой Москвы связаны с транспортной ситуацией. Есть ли способы решения столь масштабной задачи?
– В данном случае архитектор не может решить все. Подобные ситуации требуют политических решений – то есть это практически вопрос национального масштаба. Однако проблемы, которые мы наблюдаем в Москве, вполне сравнимы с проблемами, с которыми столкнулись европейские города. Многие из этих городов нашли способ снизить уровень транспортной перегруженности. Например, Лондон уделяет большое внимание развитию системы общественного транспорта, при этом в центре города действуют ограничения на доступ частных автомобилей. В Париже сейчас гораздо меньше машин, чем было 20 лет назад. Города предпринимают множество мер для улучшения ситуации: какое-то одно решение не может избавить мегаполис от всех транспортных проблем.
Экономический факультет Гентского университета. 2001-2006. Фото: Frans Parthesius © XDGA
– С чего начинается работа по улучшению транспортной ситуации?
– Необходимо начать с серьезных инвестиций в общественный транспорт. В Москве очень красивое метро, но оно недостаточно развито. Другая важная вещь – работа с ментальностью, работа над изменением отношения к городским вопросам. Политическая власть должна уделять внимание широкому освещению проблем, а также возможностей их решения. Например, во многих европейских городах владельцы магазинов выступали против запрета автодвижения внутри торговых улиц, считая, что потеряют клиентов. Однако, спустя несколько лет, они изменили мнение, поскольку увидели, что отсутствие машин привлекает больше пешеходов, а продажи возрастают.
Жилой массив Oxymétal в Бордо. 2003-2009 © XDGA
– Вы как-то сказали, что девелоперы и правительства – те игроки, которые более всего влияют на строительную индустрию. Какова роль архитектора в этом случае?
– Архитектор – это универсал, специалист широкого профиля, который формулирует общую проблематику. Наша роль этическая – защищать качество городской жизни и доказывать важность обмена между людьми в общественном пространстве. Архитектор должен убеждать заказчика в необходимости этого пространства в городе.
Беседовала Анна Шевченко, архитектор и журналист, сотрудник КБ «Стрелка».
Международный финансовый центр в Рублево-Архангельском – проект комплексного развития территории, предусматривающий строительство офисов, жилья, гостиниц, коммерческой и социальной инфраструктуры. Под застройку отведен участок ориентировочной площадью 460 га в границах Новой Москвы. Цель создания МФЦ – построение в России высокотехнологичного финансового рынка, конкурентоспособного на мировом уровне. Во 2-й половине 2013 года было принято решение провести Международный открытый конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории будущего МФЦ. Заказчиком конкурса выступает ЗАО «Рублево-Архангельское», а его консультантом – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
|