Колонка главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
Тема, сейчас активно обсуждаемая и интересующая многих профессионалов, включая меня – это вовлечение общественности в развитие города, городской среды. Есть много разных способов и разных примеров того, как именно это можно сделать. С этой целью мы используем все каналы и механизмы взаимодействия – как формальный, через публичные слушания и официальные ответы на обращения в канцелярию или на сайт Москомархитектуры, так и неформальные и нестандартные, но от этого не менее важные – общественные дискуссии, встречи, даже комментарии на наших страницах в социальных сетях. Для нас неважно, каким образом поступила инициатива, важно – отреагировать на неё.
Публичные слушания – это установленная законом процедура, которой, к сожалению, часто пользуются недобросовестные люди, на этом спекулирующие. Я достаточно много бывал на слушаниях и знаю, как это происходит – всегда есть персоны, готовые радикализировать ситуацию, набирая абстрактно-политические баллы. Есть недочеты и с нашей стороны: например, хорошие специалисты не всегда являются хорошими спикерами, а материалы, понятные профессионалам, не всегда ясны горожанам. При этом мэр Москвы Сергей Собянин дал четкую установку– повышать качество подготовки к слушаниям. Сергей Кузнецов и Алексей Муратов на круглом столе «Какой быть Триумфальной площади» в здании Москомархитектуры. Фото предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Однако, кроме публичных слушаний, есть еще масса разных способов установления диалога с обществом – как по конкретным проектам, так и в целом по философии развития города. Я, честно говоря, больше верю именно в такой диалог – взаимодействие с лицами, заинтересованными какой-либо темой, понимающими ситуацию и погруженными в рассматриваемый вопрос и желающими найти ответ на него, а не просто кричать «доколе». Именно в таком диалоге рождается конструктивное решение, в доказательство приведу лишь два примера нашей ежедневный работы – Триумфальную площадь и Ходынское поле.
На этой неделе закончился прием заявок на участие в конкурсе на комплексное благоустройство и перспективное развитие одной из главных московских площадей – Триумфальной. Напомню историю вопроса: в прошлом году прошел тендер на благоустройство этой площади с соблюдением процедуры отбора подрядчика, установленной 94-м Федеральным Законом, однако часть профессионального сообщества была недовольна его результатами. Поэтому проводивший этот тендер Департамент капитального ремонта обратился к нам с просьбой об организации архитектурного конкурса в рамках действующего тендера, для отмены результатов которого у нас нет никаких юридических оснований. Конкурс предваряла общественная дискуссия, открытая для всех желающих. Именно на основе выводов этой дискуссии была сформулирована сама концепция конкурса: делаем комплексное благоустройство ко Дню города в 2014 (в рамках действующего госконтракта) и собираем идеи для перспективного развития. Были вопросы, почему мы тянем с публикацией технического задания конкурса, и это было справедливо, так как мы вносили в него предложения, высказанные в ходе общественной дискуссии.
Вид на Триумфальную площадь из здания Москомархитектуры. Фото предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Еще один актуальный пример – Ходынское поле, постепенно превращающееся в один из самых интересных районов Москвы: с парком международного уровня, новым зданием Государственного центра современного искусства, музеем метрополитена, спортивными объектами. Совсем недавно Ходынка была зоной постоянной напряженности, а сегодня все проблемы практически решены. Опасения местных жителей были понятны – их вызвали масштабная застройка и возможный наплыв болельщиков. В итоге, по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, мы нашли способ разделить людские потоки на Ходынке, чтобы болельщики и жители пользовались разными маршрутами. Также нам удалось запланировать там парк и объявить конкурс на его проект, вовлечь жителей в обсуждение этих планов. Мы нашли оптимальное место для строительства православного храма, хотя часть жителей была против его возведения.
Пример с парком на Ходынском поле особенно показателен: городские власти не просто решили разбить парк и провести международный конкурс на его концепцию, но и привлекли к составлению технического задания общественное движение «За парк». Как раз на этой неделе состоялся рабочий семинар с финалистами конкурса, где члены жюри и авторитетные эксперты отвечали на вопросы потенциальных проектировщиков. Тоже самое – и с будущей церковью: мы проводили встречи по конкретным вопросам. Для меня это – пример ежедневной работы по поиску компромиссов, потому что город – это, конечно, поле для постоянного поиска компромиссов.
мнение редакции может совпадать, а может и не совпадать с позицией автора
|