В Гостином дворе открылся 21-й Международный фестиваль «Зодчество», на этот раз посвященный теме национального ландшафта.
21-й Международный фестиваль «Зодчество» в Гостином дворе. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
В этом году с «Зодчеством» все не так, как обычно. Фестиваль проходит не осенью, а зимой, причем практически в канун Нового года, и не три дня, включая выходные, а всего два, причем понедельник-вторник, и не в ЦВЗ «Манеж», который воспринимается практически как синоним главного архитектурного фестиваля России, а в Гостином дворе. Подобные пертурбации – не сознательная работа над сменой имиджа, а меры более чем вынужденные: сроки проведения фестиваля переносились трижды. Сначала он планировался в Гостином дворе в начале октября, потом перенесся в «Манеж» на конец ноября, потом за неделю до предполагаемого открытия был поставлен перед фактом, что завозить экспозицию ему некуда, поскольку в ЦВЗ продлена работа выставки «Православная Русь. Романовы». Почти сразу после этой обескураживающей подмены руководство «Зодчества» вернулось в Гостиный двор, но новые даты фестиваля проведения утрясались еще несколько недель.
21-й Международный фестиваль «Зодчество» в Гостином дворе. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
21-й Международный фестиваль «Зодчество» в Гостином дворе. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Вообще в Гостинке архитектуру еще нужно найти. Фестиваль разместился в перекрытом внутреннем дворе, но на улице указателей о том, что «Зодчество»-2013 проходит именно здесь, нет, поэтому сквозь плотное кольцо всевозможных магазинов и салонов проходишь буквально наугад. И вот, минуя тяжелые двойные двери, бриллианты и меха, а потом еще и рамки металлоискателей, наконец словно вываливаешься в пустоту – гигантский плоский атриум имени Юрия Лужкова, в котором даже в самый пасмурный день относительно светло. И где-то там, далеко внизу, на белоснежные стены светло-зеленой краской нанесены заветные слова: «Зодчество-2013. Национальный ландшафт». От того, что основным цветом экспозиции был выбран именно белый, она не то чтобы теряется, но словно слегка растворяется в пространстве Гостиного двора, на фоне его белых же аркад и почти белого пола. С одной стороны, от этого как-то особенно очевидно, что фестивальная экспозиция оказалась здесь вынужденно, но с другой – такое решение парадоксальным образом созвучно если не самой теме «Зодчества», то тому, как ее понимает куратор Ирина Коробьина.
21-й Международный фестиваль «Зодчество» в Гостином дворе. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Манифест Коробьиной – это целая статья, и для того, чтобы сделать столь длинный текст читаемым, дизайнерам даже пришлось разнести отдельные его абзацы «лесенкой». «Постсоветское время проявило очевидное – национальный ландшафт не является сколь-нибудь устойчивой величиной, он не только наращивается с ходом истории, но и стремительно разрушается. Новый капитализм разделил страну на союз независимых государств и ураганом пронесся над ними, пуская под бульдозер исторические памятники, заменяя их на золотые квадратные метры «элитной недвижимости». Национальный ландшафт попал в зону турбулентных трансформаций – он несет необратимые потери, сокращаясь как шагреневая кожа, стирается строительством коммерческой недвижимости одинаковой во всем мире, теряет свою неповторимость», – пишет директор Музея архитектуры и экспозицию выстраивает соответствующим образом (дизайн-проект разработан совместно с компанией «Народный архитектор»).
Кураторская экспозиция. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Композиционное решение, в целом, привычно: есть центральный проход к основной медийной площадке, и с обеих сторон его фланкируют павильоны всевозможных регионов и проектных институтов. Но если обычно стенды были обращены именно к «главной улице» фестиваля, то Коробьина развернула их к променаду глухими фасадами – по замыслу куратора, «город» и «ландшафт» не пересекаются. И если в первом кипит многобразие форм, замыслов и амбиций, то искусственный газон «ландшафта» служит пространством отдыха, рефлексии и арт-высказываний. На поверхностях павильонов, выходящих во внутреннюю, кураторскую, часть экспозиции проецируются кадры хроники об архитектурных памятниках земли русской, которые то показываются отчетливо и ярко, то расплываются и почти меркнут, словно символизируя нынешнее плачевное состояние подавляющего большинства из них. Зыбкость положения национального ландшафта стала и темой большинства арт-проектов. Arch group, например, собрали «избушку» из типовых бетонных панелей, а Валерий Кошляков создал серию архитектурных акварелей на огромных полотнах из полиэтилена – материале, больше уместном на стройке, чем в мастерской художника, что и придает этому проекту столь пронзительное звучание.
Инсталляция бюро Arch Group. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Выставка работ Валерия Кошлякова. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Выставка работ Валерия Кошлякова. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Как всегда на «Зодчестве», здесь много сугубо отчетных планшетов и стендов. Регионы показывают себя кто как может, и эту особенность у национального архитектурного фестиваля, пожалуй, никогда не отнять. Хабаровский край демонстрирует, как справляется с последствиями наводнения, Башкортостан наряду с новостройками представляет живопись своих лучших художников, Московская область пестрит схемами территориального развития. На общем фоне здорово выделяются НИиПИ Генплана Москвы, весь свой стенд посвятивший концепции освоения пространств Москвы-реки, и павильон собственно Москвы, своим техническим оснащением наглядно демонстрирующий, насколько далеко столица ушла от всех остальных регионов страны.
Стенд НИиПИ Генплана Москвы. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Стенд НИиПИ Генплана Москвы. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Пока вокруг монтировались стандартные закутки из планшетов, Москва выстроила павильон круглой формы, по внутреннему радиусу которого пущена лента мониторов, а единственным экспонатом стал пульт управления, с которого на экраны можно вызывать самые разные сюжеты, от существующих панорам города до строящихся объектов и футуристических сцен будущего. Примечательно, что и здесь одной из главных героинь стала река – не так давно МКА и НИиПИ Генплана запустили процесс обследования всех набережных главной водной артерии столицы (в следующем году на концепцию их развития будет объявлен международный конкурс), и если институт на своем стенде представил скрупулезный отчет о существующем положении дел, то в павильоне Москвы демонстрируется произведение видеоарта – динамичный ролик про путешествие по частично скованной льдом реке.
Павильон Москвы. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Фрагмент видеоролика о Москве-реке в павильоне Москвы. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов за «пультом управления» экспозицией павильона Москвы. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
По внешнему периметру экспозиции, по традиции, размещены работы студентов архитектурных вузов, молодых архитекторов, а также претенденты на основные награды фестиваля – проекты и постройки 2013 года, причем к последним-то и ведет дорожка из искусственной травы, так что от входа можно сразу пройти к «антологии». О том, какие именно работы будут удостоены «Татлина» и «Хрустального Дедала», мы узнаем уже сегодня, 24 декабря.
Павильон Башкортостана. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
Павильон Ростовской области. Фото Анны Мартовицкой © Archi.ru
|