Репортаж из Милана о Парке Портелло, созданном на месте промзоны Чарльзом Дженксом и ландшафтными архитекторами LAND.
Милан – город промышленный. Турист, приехавший не за вещами из последних модных коллекций и не ради крупных коммерческих выставок и недель дизайна, рискует здесь быстро заскучать. Милан – город, который открывается не сразу: за мрачными ренессансными фасадами скрываются живописные внутренние дворики с мозаичными фонтанами, а самые лучшие рестораны так хорошо «спрятаны», что найти их под силу только местному жителю.
Миланская архитектура – гордое словосочетание. Она элегантна, лаконична и всегда адекватна контексту. Проектировать в этом городе, будучи иностранцем – задача непростая. Еще несколько лет назад приглашение зарубежного архитектора на работу в Милан вызвало бы бурю негодования у итальянской общественности: такое было бы возможно лишь в соавторстве с местной мастерской. Итальянцы, при всем своем дружелюбии, очень ревниво относятся к своей истории и культуре.
Впрочем, сегодня ситуация изменилась: в городе можно увидеть постройки Либескинда, Хадид, Чипперфильда, Колхаса, Ван Эгераата и других известных иностранных архитекторов. Но все эти мастера попали в Милан не по воле случая, а потому, что коммуна города и местный союз архитекторов разработали программу по комплексной реновации ныне не функционирующих промышленных зон. Таких мест оказалось очень много, и была создана специальная карта города, где все они были отмечены. Затем были объявлены конкурсы на их архитектурное решение, и через эти конкурсы иностранные архитекторы и пришли на миланскую землю.
Одним из таких «экс-промышленных» участков стал район Портелло, где в прошлом располагался завод Alfa Romeo и Lancia. Географически расположение у него – прекрасное: из центра города туда можно добраться за полчаса на общественном транспорте. Но при встрече Портелло не оставлял приятного впечатления.
Джино Валле, один из корифеев итальянской архитектуры, совместно с девелоперским подразделением Pirelli & C. разработал план его трансформации из заводского района в территорию многофункциональной застройки. Портелло был разделен на пять условных зон – жилье+офисы, магазины, площадь, стадион и парк. Реновацией Портелло занялись Чино Дзукки, Гвидо Канали, Стефано Боэри и два иностранных участника – Чарльз Дженкс и студия LAND.
Портелло сегодня – красивый оживленный район. Жизнь здесь не сразу стала идеальной: на это, очевидно, нужно немало времени. Но сюда уже приезжают специально, чтобы пройтись по магазинам, посидеть в баре с друзьями или съесть пончик на ярмарке выходного дня. Делает район единым целым его парк – именно он был спроектирован иностранцами в «команде Портелло»: Дженксом, американо-британским архитектором, философом, виднейшим теоретиком архитектуры нашего времени, и немецко-итальянской ландшафтной мастерской LAND, которой руководит немецкий архитектор Андреас Кипар (Andreas Kipar).
Когда за создание парка берется Дженкс, надо ждать невероятной, метафизической красоты. И Парк Портелло, или «Парк Времени», стал очередным подтверждением таланта мастера. Парк воплощает в себе три периода «жизни» Милана. Первый из них – «Настоящее». Воплощенное в ландшафте, оно стало большим холмом-спиралью высотой 22 метра, образованным двумя расходящимися в разные стороны дорожками. Предполагалось, что по одной из них можно будет ездить на велосипеде, а по второй – ходить пешком. Но, естественно, в реальности ходят и ездят по одной и той же дорожке. На вершине «Настоящего» растут хвойные деревья, поставлены скульптурная композиция и скамейка, откуда можно насладиться видом на парк и город.
Кстати, о виде: в шаговой доступности от Парка Портелло расположен парк Монте Стелла, разбитый после войны по проекту Пьеро Боттони. И холм в нем, как и в Портелло, искусственный, а вид с него – самый лучший в городе.
От миланского «Настоящего» перейдем к оставшимся двум холмам. Их вытянутые контуры образуют в плане букву S – Storia – «история». Плавно перетекая друг в друга, они символизируют «Предысторию» и «Историю» Милана. Непросто сразу сообразить, что и по ним можно ходить, однако это так: на каждом из холмов в середине есть специальные площадки, где можно отдохнуть в окружении скульптурных композиций и полюбоваться видом города.
Все три «холма времени» объединены водой – округлым прудом. Архитекторы назвали его «Приют для лягушек», но лягушек, правда, здесь совсем не видно. Зато пруд огибает «бесконечная» скамейка.
За холмом «Истории» устроена детская площадка, оттуда также можно пройти в другие части парка, в том числе и в камерный парк, почти hortus conclusus, спроектированный специально для пожилых людей и людей, страдающих болезнью Альцгеймера: рядом находится больница, специализирующаяся на лечении этого недуга. Тропинки здесь выложены черно-белыми плитками, каждая из которых, по замыслу авторов, должна символизировать вращение Земли, проходящей каждые сутки цикл из дня и ночи.
Также проект предусматривает строительство амфитеатра.
Отдельная история – это реализация проекта парка. Строительный мусор, оставшийся от завода Alfa Romeo и Lancia, был использован для создания «базы» по всей его площади: она приподнимает парк над уровнем улицы на 3 метра. По периметру базу удерживает бетонная подпорная стенка. Интересно, что почти 30% бюджета парка ушло на эту стенку и металлические ограждения.
Технология строительства искусственных холмов достаточно проста. Предварительно просеянная земля была собрана в «горы» с помощью экскаваторов. Если наклон насыпи превышал 30 градусов, то ее каждые 50 см укрепляли слоем нетканого материала. Геодезисты следили за соответствием всех углов и кривых линий плану. Особенное внимание в ходе строительства было уделено разработке сети дорожек для грузовиков и экскаваторов: закончив формировать холмы, они должны были аккуратно уехать, после чего доступ любому автотранспорту в парк был закрыт навсегда.
В конце работы в парке была устроена оросительная система, и холмы были покрыты 40-сантиметровым слоем почвы на геосетке. Когда строительство было закончено, по оросительной системе пустили жидкость из натурального клея, наполнителя, красителя и семян травы. Параллельно были высажены клены, платаны и остальные деревья.
Но Милан все же – город-интроверт. Парк Портелло сейчас скрыт за супермаркетом, стройплощадкой, лесами и парковкой, и вход в него найти очень непросто, хотя он непременно должен стать обязательным пунктом городского туристического маршрута. Но пока Милан не спешит открывать свою прекрасную душу: внутренние дворы, потайные рестораны и загадочные парки…