Заха Хадид представила проект футбольного стадиона ЧМ-2022 в катарском городе Аль-Вакра в то время, как японские архитекторы недовольны ее ареной для Токио.
Окончательный проект, разработанный совместно с AECOM, напоминает своим планом традиционное арабское судно доу: Аль-Вакра – крупный торговый порт, и такое сходство более чем уместно. Стадион будет перекрыт кровлей обтекаемых форм, которая защитит и зрителей, и футболистов от палящего солнца: летним днем температура в Катаре может подниматься выше 50 градусов.
Из-за таких экстремальных погодных условий сейчас рассматривается вариант проведения чемпионата мира зимой, когда немного прохладнее, но пока архитекторы работают с расчетом на самый суровый вариант. Предполагается, что механическая система охлаждения воздуха и другие средства удержат температуру воздуха на стадионе ниже 30 градусов.
Al Wakrah Stadium from Zaha Hadid Architects on Vimeo. Арена в период ЧМ вместит 40 тысяч зрителей, а после его завершения верхние ряды трибун демонтируют и подарят развивающимся странам, тем самым уменьшив его до 20 000 зрительских мест.
Стадион Хадид – один из девяти, которые построят в Катаре к 2022 году. Он и еще четыре арены уже находятся на продвинутой стадии проектирования, и их строительство начнется уже в 2014.
Катар сейчас привлек внимание всего мира из-за жестокого обращения с строителями–мигрантами из Южной Азии, которые будут возводить объекты будущего чемпионата: они недостаточно обеспечены водой и питанием и вынуждены работать под палящим солнцем, потому случаются смертельные случаи от перегрева и обезвоживания. При этом у них отнимают паспорта и не платят зарплату, превращая по сути в рабов. Впрочем, когда корреспондент CNN недавно спросила Заху Хадид, волнует ли ее положение рабочих, строящих ее постройки в странах третьего мира, та уклончиво ответила, что это не ее сфера ответственности, а внутреннее дело каждой страны, и что решением таких проблем должны заниматься политики и журналисты, а не архитекторы.
Впрочем, это не единственный «спортивный» скандал, связанный с Хадид: проект ее Олимпийского стадиона в Токио вызвал протест крупных японских архитекторов, возмущенных его размером и «искусственностью», которые никак не согласуются с контекстом. Лидером несогласных выступил Фумихико Маки, даже организовавший посвященный этой проблеме симпозиум, его поддержали Со Фудзимото, Тойо Ито и Кенго Кума. Они не требовали отменить предназначенный для Игр-2020 проект, выбранный в результате конкурса жюри под председательством Тадао Андо, но призывали его уменьшить и переработать: нынешний вариант площадью 290 000 м2 будет стоит порядка 3 млрд долларов. В ответ японские власти обещали уменьшить масштаб объекта, но менять его архитектурное решение отказались.