|  
            Оскар Мамлеев, глава российского отделения международного конкурса Archiprix, рассказал Архи.ру о первых образовательных проектах Archiprix Russia и об очередном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну СНГ, состоявшемся в Санкт-Петербурге. 
           
 Оскар Мамлеев на семинаре в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Фото: Александр Гуртовой
 Архи.ру:  – В августе Вы рассказывали нам о своих планах превращения отечественного отделения международного конкурса архитектурных дипломов Archiprix в полноценную образовательную платформу. Удалось ли эти планы воплотить в жизнь?
  Оскар Мамлеев:   – Планы начинают реализовываться. Мы провели три семинара – в Санкт-Петербурге, Тюмени и Вологде – при поддержке компании Armstrong. Я очень рад, что в нашем проекте согласились принять участие замечательные российские и зарубежные архитекторы. Конечно, все они люди занятые, и тем ценнее их «живое» участие в дискуссиях с коллегами и студентами. В Санкт-Петербург смог приехать преподаватель МАРХИ, мюнхенский архитектор Михаэль Айхнер, в Тюмени побывала Наринэ Тютчева, преподающая в МАРХИ и МАРШ руководительница мастерской «Рождественка», в Вологде выступили Левон Айрапетов и Валерия Преображенская (бюро Totement/Paper).
  Юрий Земцов, Андрей Чернихов и Оскар Мамлеев на XXII Международном смотре-конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну в Санкт-Петербурге. Фото предоставлено Оскаром Мамлеевым
 Наш приезд в Петербург был приурочен к XXII Международному смотру-конкурсу дипломных работ по архитектуре и дизайну, который в этом году проходил на базе СПбГАСУ, и послушать нас собрался полный зал. После выступления слушатели задали много вопросов. Там, как и в Тюмени и Вологде, я начинал семинар с рассказа о новых тенденциях в архитектурном образовании, об институте «Стрелка», школе МАРШ, о Высшей школе урбанистики. У всех этих институций разные задачи, но объединяет их когнитивное образование как более творческий подход к преподаванию, при котором углубляется понимание студентами изучаемого материала. Преподаватель выступает здесь как навигатор, а студент – как поисковик, а не пустой сосуд, куда кидают разнородную информацию, а иногда и мусор.
 Архитектор компании Armstrong Татьяна Москвина на семинаре в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Фото: Александр Гуртовой
 Затем приглашенный архитектор рассказывал о своем опыте проектирования и строительства, а архитектор компании Armstrong Татьяна Москвина, переводя обсуждение на уровень детали, говорила об очень интересных, образных проектах, созданных с использованием продукции этого производителя.
 Слушатели на семинаре в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Фото: Александр Гуртовой
Директор Института архитектуры и дизайна ТГАСУ Светлана Капелева и Оскар Мамлеев на семинаре в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Фото: Александр Гуртовой
 – В Петербурге Ваше выступление было приурочено к смотру-конкурсу, а как оно было организовано в Тюмени?
  – В Тюмени, где нас очень тепло принимали, наши лекции были совмещены с семинаром Armstrong: он занял первую половину дня, а во второй мы втроем – Татьяна Москвина, Наринэ Тютчева и я – выступали в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Отмечу, что послушать нас пришли не только студенты, но и практикующие архитекторы: это показывает, насколько в России нужна система непрерывного архитектурного образования. 
 Оскар Мамлеев и Наринэ Тютчева на семинаре в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Фото: Александр Гуртовой
Левон Айрапетов выступает на семинаре в Вологодском техническом университете. Ноябрь 2013. Фото предоставлено Юрием Анисимовым
 А сейчас мы вернулись из Вологды, где с Левоном Айрапетовым, Валерией Преображенской и Татьяной Москвиной провели семинар в Техническом университете. После этой встречи преподаватели кафедры архитектуры провели опрос-тестирование студентов и получили очень интересные результаты. Думаю, об этом мы еще поговорим.
  – Удалось ли Archiprix Russia, помимо проведенного семинара, поучаствовать в петербургском смотре-конкурсе?
  – Как я уже не раз говорил, слабое место этого ежегодного смотра – в том, что зачастую оценка дипломных работ проводится преподавателями-научными руководителями, то есть, по сути, они оценивают свои собственные достижения. Поэтому важно создавать на таких мероприятиях независимые жюри – тем более, что «альтернативные» премии в этом случае могут получить дипломные работы, выходящие за рамки привычных стандартов.
  В Санкт-Петербурге под руководством Алексея Бавыкина, вице-президента САР и председателя его Совета по образованию, работало жюри Союза архитекторов России, глава Фонда Чернихова Андрей Чернихов награждал от имени фонда, и три работы были удостоены дипломов Archiprix Russia. В работе наших «судейских» команд принимали участие петербургские архитекторы Юрий Земцов и Сергей Падалко. 
 Екатерина Ходотова. Магистерская диссертация
 «Концепция освоения территории Самарского Заречья с разработкой технопарка в сфере информационных технологий». Кафедра архитектуры СГАСУ 
 Отмечу, что из почти четырех сотен работ, представленных на смотр-конкурс 63 российскими и 11 вузами из стран СНГ, ни одна в полной мере не соответствовала критериям Фонда Чернихова – не «открывала новые горизонты архитектурного мышления» и не «обладала высоким качеством презентации архитектурной графики», поэтому Андрей Чернихов вручил свою премию – денежный приз в размере 1000 евро на поездку на Венецианскую биеннале – кафедре архитектуры Самарского государственного архитектурно-строительного университета за постоянно высокий уровень подготовки ее выпускников.
  – А кто получил награды от Archiprix Russia?
  – Во-первых, мы наградили профессора СПбГАСУ Валерия Анатольевича Нефедова за его вклад в дело архитектурного образования, устремление к интеграции российской образовательной системы в международную.
 Рената 	Насыбуллина. Магистерская диссертация
«Метафизические аспекты архитектурного проектирования. Музей света. Light is more». Кафедра архитектуры СГАСУ
 А среди выпускников архитектурных вузов мы отметили Ренату Насыбуллину из Самарского университета за магистерскую диссертацию «Метафизические аспекты архитектурного проектирования. Музей света. Light is more» – это достаточно скромная, функциональная архитектура, напоминающая о работах Петера Цумтора и Сверре Фена. Был сделан серьезный предпроектный анализ – рассмотрена проблема и значение света в архитектуре, в частности, в интерьере. Однако нельзя не отметить влияние на работу ее научного руководителя – профессора Виталия Самогорова: к примеру, вспоминается схожая по духу работа его выпускника 2011 года – проект банного комплекса.
 Полина Буш. Дипломная работа «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг». Кафедра реконструкции и реставрации МАРХИ
Полина Буш. Дипломная работа «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг». Кафедра реконструкции и реставрации МАРХИ
 Также была награждена дипломная работа Полины Буш «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг», выполненная на кафедре реконструкции и реставрации МАРХИ. По сути, речь идет о новом районе в историческом центре Нюрнберга – сложнейшая тема. По генплану все вписалось изумительно, но все же есть агрессивный контраст новой и старой архитектуры, кстати, отлично нарисованной от руки. Михаэль Айхнер заметил в работе несоответствия немецким нормативам, но для российского студента такой пробел в знаниях простителен.
 Александр Зиновьев. Дипломная работа «Реконструкция Матисова острова в Санкт-Петербурге». Кафедра градостроительства СПбГАСУ
Александр Зиновьев. Дипломная работа «Реконструкция Матисова острова в Санкт-Петербурге». Кафедра градостроительства СПбГАСУ
 И третий награжденный проект – «Реконструкция Матисова острова в Санкт-Петербурге» выпускника СПбГАСУ Александра Зиновьева. Это превращение старой промзоны на воде практически в центре города в современный жилой район с Музеем судостроения.  Кто-то из жюри увидел в наклоняющейся наружу огромной плоскости фасада музея агрессивность, но на самом деле таков авторский замысел: прием напоминает о борте океанского лайнера, выступающем над набережной, о завораживающем контрасте огромного корабля и городской застройки.
 Александр Зиновьев. Дипломная работа «Реконструкция Матисова острова в Санкт-Петербурге». Кафедра градостроительства СПбГАСУ
 В заключение хочу сказать, что я очень рад такому активному началу образовательной программы Archiprix и искренне благодарен всем помогающим нам коллегам. 
           |