Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.02.2008

Право на проектирование

Нина Фролова
Объект:
Культурный центр Гейдара Алиева
Адрес:
Азербайджан, None, Баку.

Заха Хадид подверглась критике в Великобритании за свою работу в Азербайджане.

Культурный центр Гейдара Алиева
Культурный центр Гейдара Алиева

Хадид в прошлом году разработала предварительный проект Культурного центра Гейдара Алиева для Баку, который включает в себя конгресс-центр, музей, библиотеку и парк площадью 9 га. В качестве заказчика выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев.  


Британская пресса выступила с критикой «этической позиции» Хадид, так как она якобы поддерживает культ личности Гейдара Алиева, долгое время руководившего КГБ Азербайджанской ССР, а также занимавшего пост заместителя председателя Совета министров СССР. В 1993 он был избран президентом независимого Азербайджана, а после его смерти в 2003 на посту главы республики его сменил сын. Международные правозащитные организации в своих отчетах указывали на многочисленные  случаи нарушения прав человека в Азербайджане как при Гейдаре Алиеве, так и в последние годы.
Культурный центр Гейдара Алиева
Культурный центр Гейдара Алиева

Дискуссию в британской прессе продолжили британские архитекторы, обратившие внимание на существующий двойной стандарт: в СМИ их критикуют за работу в Китае, России, Азербайджане, но не поддерживают, когда они выступают против репрессивных действий правительства Израиля в отношении населения палестинских территорий. Речь идет о подписанном в 2006 многими архитекторами Объединенного Королевства (в том числе, Уиллом Олсопом, Чарльзом Дженксом, Эдвардом Каллинаном, Терри Фарреллом) открытом письме к израильским архитекторам с призывом не заниматься проектами в рамках расширения израильских поселений на арабской территории. Тогда журналисты отнеслись к этой инициативе скептически.


Центр Гейдара Алиева – не первый для Захи Хадид опыт работы в Азербайджане: в начале 2007 ей было поручено разработать проект 225-метрового небоскреба для государственной нефтедобывающей компании Socar в Баку. Тогда же Томас Хезервик начал работать над дизайном «монумента мира» – также для азербайджанской столицы.