Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.11.2013

«Серп и Молот»: история места

Анна Мартовицкая

В четверг жюри определит финалистов конкурса на концепцию реорганизации территории завода «Серп и Молот». В преддверии объявления шорт-листа Архи.ру изучил прошлое этого участка.

Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы

Далекое сельское прошлое
Территория, в современной Москве ограниченная шоссе Энтузиастов, улицей Золоторожский Вал и проездом Завода Серп и Молот, в XVI веке входила в состав владений монастырского села Карачарова, которое принадлежало Спасо-Андроникову монастырю. Почти три столетия этот участок служил пахотными и выгонными угодьями – по крайней мере, упоминаний о каких-либо поселениях здесь в летописях не сохранилось.

В 1649 у села Карачарова и Андроникова монастыря под городской выгон были отмежеваны обширные участки земли, среди которых оказалась и часть интересующей нас территории. В конце XVII века здесь началось возведение резиденций знати и царей, а в 1730-х годах в ходе устройства дворцово-паркового комплекса, известного как Летний Анненгоф, к востоку от него была посажена Анненгофская роща. Если бы роща сохранилась до наших дней, то своей южной оконечностью она вошла в состав нового многофункционального района на месте завода, но ее судьба сложилась иначе: 16 (29) июня 1904 все деревья были буквально «сбриты» смерчем, уничтожившим в Москве также Карачарово, Андроново, Лефортовские казармы и часть Сокольников, и дошедшим до Ярославля.

Под эгидой государства
В 1738–1742 Москва была окружена линией Камер-Коллежского вала, ставшего таможенной границей города. На всех основных дорогах появились заставы: на Владимирской – Рогожская, на Рязанской – Покровская, а во 2-й половине XVIII века в районе Лефортова была устроена Проломная застава. В 1764 в ходе секуляризации церковных земель Андроновка и Карачарово перешли в ведение Коллегии экономии. С этого момента начинается новая страница истории этих земель: они расстались со статусом сельхозугодий. Уже в начале XIX века на территориях, прилегавших к заставам, возникают первые фабричные учреждения. Так, например, на Топографической карте окружности Москвы 1818 года с внешней стороны Рогожского Вала показан Дегтярный завод, к югу от деревни Новая Андроновка – Канительный завод. 

В начале 1840-х гг. Владимирская дорога была реконструирована, спрямлена и получила название Владимирского шоссе. В 1840 в деревне Новая Андроновка (с севера от новой трассы) возвели Всехсвятскую церковь и высокую колокольню (арх. П.П. Буренин). В 1862 территорию преобразовали в единоверческий Всехсвятский девичий монастырь. В 1873 по линии Владимирского шоссе было выстроено двухэтажное здание Никольской церкви с приделом Покрова (Шоссе Энтузиастов, д.7), в обезображенном виде сохранившееся до нашего времени на территории, непосредственно примыкающей к заводу «Серп и Молот».
Фрагмент «Плана столичного города Москвы и окрестностей с обозначением бассейнов, телеграфных станций и соединяющих железных дорог», 1871 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
Фрагмент «Плана столичного города Москвы и окрестностей с обозначением бассейнов, телеграфных станций и соединяющих железных дорог», 1871 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы

В паутине железных дорог
Едва ли не самое большое влияние на изучаемую территорию оказало развернувшееся с начала 1860-х годов железнодорожное строительство. Первым в 1862 был построен участок Московско-Нижегородской железной дороги: ее пассажирская станция расположилась за Покровской заставой к северу от Рязанской дороги – теперь это платформа «Серп и Молот». Этот начальный участок дороги прошел параллельно Рязанскому шоссе по северной окраине деревни Хохловки, а уже в 1864 началось движение по Московско-Рязанской (Казанской) железной дороге. В 1867 к ним присоединилась и линия Курской железной дороги, трасса которой пересекала Камер-Коллежский вал и Владимирскую дорогу вдоль русла засыпанного ручья Золотой рожок, а еще чуть позже она была соединена с Нижегородской дорогой специальной веткой. 
Фрагмент «Нивелированного плана города Москвы с показанием владений, принадлежащих городу на основании полной собственности». Издание Московской Городской Думы, 1913 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
Фрагмент «Нивелированного плана города Москвы с показанием владений, принадлежащих городу на основании полной собственности». Издание Московской Городской Думы, 1913 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы

Именно столь бурное строительство в районе железных дорог и подъездных путей стимулировало развитие здесь крупной промышленности. В 1870 у пересечения линии Казанской железной дороги и Владимирского шоссе был основан котельно-механический и медноаппаратный завод «Дангауэр и Кайзер», занимавшийся выпуском оборудования для пищевой промышленности. А в 1883 между Рогожским Валом и соединительной ветвью на земле Новой Андроновки французский предприниматель Юлий Гужон основал Товарищество московского металлического завода. Семь лет здесь продолжалось строительство, а в 1890 заработала первая мартеновская печь на мазуте. В 1913 здесь работали уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод, на котором работало более 2000 рабочих, быстро стал крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Москвы. Выпускалось на нем простое железо, а также незаменимые в общегородском и личных хозяйствах проволока, гвозди, болты и т.д. 

Эпоха «Серп и Молот»
В советское время все крупные предприятия в описываемом районе были национализированы. Завод Гужона не стал исключением: в 1922 он получил название «Московский металлургический завод «Серп и Молот» (завод «Дангауэр и Кайзер» стал заводом «Котлоаппарат», а Владимирское шоссе переименовали в Шоссе Энтузиастов). Расширение металлообрабатывающего завода началось в 1930-е: соседние постройки были снесены, и на их месте появились новые корпуса завода «Серп и Молот» – фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов.
Фрагмент «Плана города Москвы, 1973 г.». Мосгоргеотрест. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
Фрагмент «Плана города Москвы, 1973 г.». Мосгоргеотрест. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
Завод «Серп и Молот» был образцовым предприятием своего времени, где не только выпускалось рекордное количество продукции, но и постоянно изобретались и внедрялись новые технологии. Так, в 1932 на новом стане холодной прокатки здесь впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1-1,0 мм из нержавеющей стали. А в 1949 была разработана первая в мире технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что ее авторы удостоились Государственной премии СССР первой степени.
Вторую масштабную реконструкцию завод пережил уже в 1970-е, в результате которой «Серп и Молот» отказался от мартеновских печей, полностью автоматизировал свое производство и перешел на изготовление продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. Обширное новое промышленное и складское строительство развернулось вдоль трассы Шоссе Энтузиастов: на месте одно-двухэтажных строений здесь был возведен большой комплекс НИИ кабельной промышленности.

Новейшее время
Слава передового предприятия прошла в 1990-е, когда объем выпускаемой продукции был существенно сокращен: экономические и политические реалии внесли свои коррективы. Едва ли не основным родом деятельности завода стала сдача в аренду своих помещений, что, в свою очередь, постепенно привело к закономерному упадку территории. Разговоры о необходимости комплексной реконструкции «треугольника» ведутся с начала 2000-х годов: неоднократно город собирался размещать здесь офисы и торговые центры, в 2006 даже возникла идея переместить сюда один из московских вокзалов (точнее, восстановить некогда существовавший в этот районе Нижегородский вокзал). Однако все эти проекты так и остались на бумаге, и единственные масштабные работы, которое шли в непосредственной близости от остановленного завода – это строительство Третьего транспортного кольца. 

Собственно, именно появление здесь столь значимой транспортной артерии, как ТТК, и заставило городские власти обратить на полузаброшенную территорию завода самое пристальное внимание. С 2007 года Правительство Москвы приступило к изучению возможных сценариев реорганизации промзоны. Проекты застройки «Серпа и Молота» с тех пор  разрабатывались несколько раз, два последних варианта были рассмотрены в апреле этого года Архитектурным советом Москвы.

Тогда на совет было вынесено два проекта планировки – участок бывшей территории завода площадью 19 гектар и участок площадью 53 гектара (именно на такие неравные треугольники промзону «Серп и Молот» делит Третье Транспортное кольцо). В первой части авторы проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС») предлагали разместить многофункциональную комплексную застройку, автор второй концепции – ООО «Финансовый и организационный консалтинг» – предусматривал создание медиа-парка, гостиницы, нового здания театра «Шалом», офисного и торгово-выставочного комплексов. Члены Архитектурного совета единогласно рекомендовали отклонить эти проекты, в том числе и по причине колоссальной разобщенности двух территорий, которая в градостроительном смысле может и должна быть единым целым. Доработки, по мнению экспертов, также требовали транспортная схема, типология зданий и экологическая составляющая проектов. В целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства», а также с учетом огромного потенциала данного участка для города, Архитектурный совет рекомендовал девелоперу сделать разработку архитектурно-градостроительной концепции предметом международного конкурса.