Среди всего спектра интересов сейчас мне наиболее важны две темы. Первая – проекты реконструкции, переустройства, реновации, ревитализации существующего пространства – как «наполнение новым смыслом» городской ткани, так и обновление «сценографии» одного здания. Вторая тема – существенная разница в личной оценке проекта при знакомстве с ним по чертежам и фотографиям и в реальности, когда, помимо зрения, в восприятии архитектуры участвуют остальные органы чувств, и отношение к объекту подчас меняется кардинально. Отсюда и выбор моей пятерки объектов.
1. Madrid Río. MRIO Arquitectos (объединение трех испанских бюро – Burgos & Garrido, Porras La Casta и Rubio & Álvarez Sala) и голландская компания West 8. 2005–2011, подготовительные мероприятия начались еще в 2003.
Проект реконструкции территории вдоль реки Мансанарес в Мадриде изначально привлек своими масштабами – не только территории (в общей сложности охвачено 650 га), но и глубиной преобразований (перенаправление под землю транспортных потоков, реконструкция исторических зданий, создание разнопланового паркового пространства, новых пешеходных связей, мостов). При реальном знакомстве окончательно «зацепил» меня продуманными инфраструктурой, использованием пространства, визуальной средой, налаженными связями спальных районов и городского центра, отдельными элементами и деталями благоустройства – это неполный перечень точек притяжения, которые не улавливаются и через объектив фотоаппарата.
2. Реконструкция ЦПКиО им. Горького. Администрация парка, бюро Wowhaus, ЦСК «Гараж» и другие. С 2011.
Реализуемый проект, на текущем этапе скорее не совсем архитектурный, по своей сути находится в той же области, что и Madrid Río. Меня располагает к нему постепенно возникающая там современная дружелюбная среда и атмосфера, большинство возводимых элементов благоустройства и инфраструктуры. Этот проект воспринимается мной как толчок от переосмысления на бумаге благоустройства рекреационных территорий в России к реальным действиям.
Голицынский пруд в ЦПКиО им. Горького. Бюро Wowhaus. Фото: Артур Дугин, Ксения Корнилова. Предоставлено Wowhaus
Пергола в ЦПКиО им. Горького. Бюро Wowhaus. Фото: Артур Дугин. Предоставлено Wowhaus
Каток в ЦПКиО им. Горького. Бюро Wowhaus. Фото: Артур Дугин, Ксения Корнилова. Предоставлено Wowhaus
3. ЭкоБульвар в мадридском районе Вальекас. Бюро Ecosistema Urbano Arquitectos. Первый этап – 2004–2005, второй этап – 2006–2007.
Снова Мадрид. Здесь меня заинтересовала актуальность спектра решаемых авторами – молодыми испанскими архитекторами – проблем: с одной стороны – повышение социального, эстетического, коммуникативного и экологического качества городской среды, с другой – предложенное решение и его воплощение.
4. Музей современного искусства в комплексе Casa de Serralves в Порту. Архитектор Алвару Сиза Виейра. 1997.
Гармоничная, сомасштабная и до дверных ручек проработанная белая архитектура, идеально вписанная в живописную среду исторического парка. При внешней нейтральности образа по отношению к окружению, личность архитектора чувствуется во всем. Фасады почти незаметно превращаются в интерьер, растворяясь в пространстве залов, проводят посетителя по экспозиции и снова выводят в парк, где постройка сама становится экспонатом.
5. Термальные бани в Вальсе, Швейцария. Архитектор Петер Цумтор. 1986–1996 / 1992–1996.
Все еще нахожусь под впечатлением от этого комплекса, хотя побывала там еще в 2009. По сути, это пристройка к санаторию 1960-х годов, но воспринимается она как часть гор. Еще сильнее поражает внутреннее пространство: простота и чистота форм и материалов, гармоничная вписанность в окружающий ландшафт. Ясность функции сочетается с почти театральностью наблюдаемых там бытовых сцен и роскошными альпийскими пейзажами в качестве декораций.
Надежда Щёма в 2003 окончила ННГАСУ и затем 5 лет преподавала там на кафедре «История архитектуры и основ архитектурного проектирования». Ведет блог http://vj-jjic.livejournal.com, проводит архитектурные фотопрогулки. В 2012 вместе с Ириной Масловой реализовали проект «ОТК-Архифото – о новой архитектуре на открытках», идеей которого было определение взаимосвязи архитектуры и фотографии, выявление одного через другое. В рамках проекта занимались фотоконкурсом, проведением архитектурных фотопрогулок и лекций. В 2002–2012 – ведущий архитектор в «НАСКО», сейчас работает в «Архитектурно-строительных технологиях». Среди последних наград – 1-е место в региональном фотоконкурсе «Памятники Нижегородского Отечества 2013», премия международного фотоконкурса Chromotecture.