Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.09.2013

Урбанистика из Роттердама

Анна Шевченко

Публикуем интервью с преподавателями роттердамского Института урбанистики IHS Рональдом Уоллом и Вероникой Оливотто.

Мост Эразма в Роттердаме. Бюро UNStudio. 1996. Фото: Huees via Wikimedia Commons
Мост Эразма в Роттердаме. Бюро UNStudio. 1996. Фото: Huees via Wikimedia Commons

IHS (Institute for Housing and Urban Development Studies)
– институт урбанистики, входящий в состав роттердамского Университета Эразма. Деятельность IHS сосредоточена на пост-дипломном образовании, консалтинге, а также исследованиях в области городского планирования и управления. Особое значение там придают сохранению практической направленности обучения через анализ конкретных ситуаций и воркшопы и помогают странам с развивающейся или находящейся в переходной стадии экономикой: государствам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Среди многочисленных подобных работ института – участие в реконструкции Сан-Паулу, развитие устойчивых городских систем в Индии и Перу, организация IT-кластера в Нанкине.
IHS – один из наиболее «интернациональных» центров урбанистики: на основном курсе учатся 80 студентов из более чем двадцати стран мира. В 2013 российские абитуриенты получили возможность познакомиться с работой института: в июне в Москве состоялась презентация мастерской программы, а 5 октября IHS будет представлен на Международной ярмарке образования ICEP.

Рональд Уолл (Ronald Wall) работал архитектором и планировщиком в бюро ОМА и MVRDV, преподавал в Институте Берлаге и в Амстердамской Академии архитектуры, сейчас он возглавляет Отделение устойчивых городских систем IHS.

Вероника Оливотто (Veronica Olivotto) – выпускница IHS, Университета Непира в Эдинбурге и Миланского университета, специалист по изменению климата. Разрабатывает методологию минимизации его последствий и адаптации к климатическим изменениям.

Какие ключевые проблемы стоят перед планировщиками в настоящий момент?
Рональд Уолл. Фото предоставлено IHS
Рональд Уолл. Фото предоставлено IHS

Рональд Уолл: На протяжении десятилетий, даже столетий, градостроительство и архитектура играли ведущую роль в формировании и преобразовании городской среды. В эту эпоху проектирование превратилось в почти автономную профессию, которая сосредоточилась на форме, эстетике и сложных субъективных методах и техниках, зачастую не связанных с системными социальными и экономическими процессами, протекающими в глобальном мире. Долгие годы архитекторы считали, что проектирование важнее городского развития. Даже сейчас многие специалисты верят в то, что оно – причина успеха того или иного города, и большинство из них не осведомлены о культурных и эволюционных силах, которые определяют развитие городов. Значительная часть архитекторов игнорирует тот факт, что город – продукт тесно связанных местных, региональных и глобальных сил. Вместо конструктивной вовлеченности, профессионалы зачастую изолируют себя от реального мира, развивая искусственные теории и концепции, которые понятны лишь им. К счастью, с началом текущего экономического спада, постепенное изменение сознания приходит на смену старым представлениям о городских проблемах.

В связи с катастрофическим уровнем безработицы в своей среде и резким снижением репутации профессии, архитекторы и планировщики пришли к взаимодействию с девелоперами, экономистами, социологами. Формотворчество постепенно уходит на второй план, уступая место более важным проблемам, таким, как социальная толерантность и устойчивое развитие. Критические самоосознание и переосмысление роли городских планировщиков и архитекторов в эпоху глобализации – на мой взгляд, наиболее важная проблема, находящаяся сейчас на стадии решения.
Вероника Оливотто. Фото предоставлено IHS
Вероника Оливотто. Фото предоставлено IHS

Вероника Оливотто: Я не градостроитель, но мне тоже очень интересно попытаться ответить на этот вопрос. С 1990-х годов градостроители разработали множество стратегий для решения транспортных проблем – таких, как негативное влияние автомобилизации на городскую среду, в особенности, в американских городах. В рамках этих стратегий расширялись тротуары, создавались качественные общественные пространства и сеть пешеходных дорожек, менялся подход к зонированию. Недавно на повестке дня появились вопросы мобильности и общественного транспорта. Голландский Рандстад – великолепный пример плотной и эффективной железнодорожной сети, связывающей все основные города Нидерландов общей тарифной системой.

В плане общественного транспорта мы наблюдаем значительное развитие скоростного автобусного транспорта (BRT) в густонаселенных городах: Куритибе, Гуанчжоу, Стамбуле и Боготе. Тем не менее, серьезные транспортные проблемы не исчезают, поскольку люди продолжают прибывать в большие города из сельской местности. Несмотря на то, что жизни в мегаполисе, как кажется, нет альтернативы, возможно, настало время задуматься о новых типах поселений с хорошей интернет-связью и современным энергоэффективным транспортом – поселений, которые бы сочетали преимущества жизни на природе и в городе.

Градостроительные методики, очевидно, повлияли и на восприятие общественного пространства, причем как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, попытки государства контролировать поведение граждан с помощью элементов городской среды настолько влияют на жизнь людей, что могут быть расценены как неоднозначные: в Европе усиливается тенденция использования дизайна как средства борьбы с вандализмом и криминалом, обеспечивающего всеобъемлющее наблюдение и контроль за городской средой. В том числе, проектируются такие пространства, где слежка осуществляется самими жителями.

Какова, на ваш взгляд, наиболее важная проблема, которую необходимо решить в будущем?

Рональд Уолл: Архитектурное образование – ключевая проблема профессии. Десятилетия некачественного образования и непропорциональное сосредоточие внимания на эстетической стороне способствовали замыканию профессии в себе. Архитектура и градостроительство зачастую воспринимаются как самостоятельное искусство, не связанное с потребностями горожан. Образовательной системе необходима эволюция! Поскольку архитекторы и планировщики работают для города, их необходимо учить широчайшему спектру предметов, которые помогли бы им уверенно обращаться с городскими процессами и трансформировать свои знания в более эффективные проекты. Такие предметы, как городская экономика, землеустройство, устойчивое развитие, социология, городское управление должны быть не факультативными, а обязательными!

Проектирование должно всегда сохранять свою ведущую роль, однако важно и обучение студентов его новой разновидности: она нацелена на конвертацию знаний из других сфер в более продуманные решения. Существует огромная разница между знанием предметов и умением применить это знание в создании новых проектных предложений. Этот навык должен быть основным «ремеслом» преподавателя архитектурной школы, и в этом смысле я считаю, что образование – огромная проблема, требующая решения по всему миру!

Вероника Оливотто: Сложно выбрать только одну проблему, ведь мы живем во времена грандиозного урбанистического беспорядка. В контексте снижения плотности, децентрализации и убывания городов дискурс городского планирования должен выйти за пределы принципа «архитектурный ансамбль – основа градостроительства». С этой точки зрения ландшафтный урбанизм может предложить интересные решения, в особенности когда он исходит из таких концепций, как «типологии развития», которые являются материальными, функциональными и относятся к категориям землепользования (см. публикации Чарльза Валдгейма, Charles Waldheim, и работы бостонского бюро Stoss). Эти проекты могут включать в себя экологическую инфраструктуру для работы с ливневыми стоками и предотвращения наводнений, или же создание городских садов и огородов. Например, Роттердам вкладывает средства в создание площади («водной плазы»), где будет скапливаться дождевая вода с соседних крыш, а в сухую погоду ее можно будет использовать как игровую и спортивную площадку (Climate Proof Initiative).

Немаловажное значение приобретают вопросы гражданского взаимодействия в пост-цифровой период, старения населения и потребности в доступном жилье во времена экономического кризиса. На мой взгляд, многообещающим решением для всех этих трех вопросов может стать «совместное проживание». Два роттердамских бюро, STAR strategies + architecture и BOARD, предложили для Парижа модель жилья, вдохновленную проектом Ле Корбюзье Immeubles Villas (1922), и эта модель может создать новую культуру общности – также, возможно, соединяющую в себе жителей разного возраста – при сохранении частного, интимного пространства.

Библиография от Вероники Оливотто:
Alexander C., Ishikawa S., Silverstein M., Jacobson M., Fiksdahl-King I., Angel, S. A Pattern Language. Oxford University Press. 1977.
De Urbanisten: Water squares http://www.urbanisten.nl/wp/?portfolio=waterpleinen
MONU Magazine Communal Urbanism Issue 18 http://www.monu-magazine.com/issues.htm
Healey P. Making Better Places: The Planning Project in the Twenty-First Century. Palgrave MacMillan. 2010; p.278
Stoss http://www.stoss.net/projects/
беседовала: Анна Шевченко