Подробнее о конкурсе на архитектурно-градостроительную концепцию территории металлургического завода «Серп и молот».
Конкурс был объявлен 10 сентября; заявки участников принимаются до 7 ноября (о чем было недавно объявлено; заказчик конкурса – «Дон-Строй Инвест», организатор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»). Среди московских конкурсов, число которых благодаря новому главному архитектору города Сергею Кузнецову за последний год существенно возросло, этот – возможно не самый зрелищный, но определенно самый крупный. Речь идет об осмыслении территории площадью 87 гектаров, о градостроительной концепции, которая должна изменить значительную, довольно заметную часть города. Мы разобрались в техническом задании конкурса и рассказываем подробности.
Что было Завод создан в 1883 году французом Юлием Гужоном; в 1922 году переименован в «Серп и молот». В ХХ веке это было одно из крупнейших металлургических производств не только России, но и мира. В 1990-е объем продукции завода резко сократился, многие здания оказались заброшенными, территория деградировала. В последние годы существования завода на огромной территории работало всего лишь несколько цехов, остальное либо пустовало, либо было занято арендаторами.
Территория завода «Серп и молот» со стороны шоссе Энтузиастов. Прокатный стан. Изображение предоставлено НИиПИ Генплана
Территория завода «Серп и молот» со стороны шоссе Энтузиастов. Изображение предоставлено НИиПИ Генплана
Место в городе Хотя территория завода принадлежит юго-восточному округу Москвы (район Лефортово), она расположена близко к центру. От платформы «Серп и молот» до Кремля по прямой – меньше четырех километров: границы центрального округа в этом месте сильно прогибаются внутрь и получается, что завод, формально не принадлежащий к ЦАО, к центру ближе, чем, к примеру, Лужники, которые входят в состав центрального округа.
Территория завода «Серп и молот» на карте района Лефортово. Изображение предоставлено НИиПИ Генплана
Треугольники Территория, которую запланировано реорганизовать, в плане напоминает треугольник с гипотенузой, вытянутой вдоль шоссе Энтузиастов. Западный угол срезан границей центрального округа – по границе проходит ветка железной дороги горьковского направления с платформой «Серп и молот». Здесь же, неподалеку находится станция метро «Римская». У противоположного, восточного угла территории – рязанская ветка железной дороги (со станцией «Новая») и метро «Авиамоторная».
Северный угол территории «смотрит» в сторону Краснокурсантского сквера, Лефортовского парка (бывшего парка МВО и Головинского сада) и Яузы. В северной части территории трасса Третьего кольца проходит в Лефортовском туннеле, но ближе к югу она выходит на поверхность и образует большую развязку с шоссе Энтузиастов.
Гектары Общая площадь будущего района составляет 87 гектаров. Из них чуть меньше шестидесяти (58,8 га) принадлежат заводу «Серп и молот»: 18,9 га расположены к востоку от Третьего кольца, а 39,8 – к западу. Оставшиеся 28, 42 гектара принадлежат другим владельцам: приблизительно две трети этих земель расположены в восточной части, треть в западной. Впрочем, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, эта территория – пример редкой для столицы целостности: собственников в границах промзоны не так уже много, обычно бывает значительно больше. Участникам конкурса предлагается архитектурно-градостроительно осмыслить все 87 гектаров территории, но реорганизация начнется с 18,9 гектаров внутри восточного треугольника.
Схема территории завода «Серп и молот». Изображение предоставлено НИиПИ Генплана
Две очереди реорганизации Трасса Третьего транспортного кольца разрезает территорию на две неравные части: приблизительно две трети оказываются внутри кольца, треть – снаружи.
Меньший по площади внешний треугольник планируется реорганизовать в первую очередь. Вторую очередь составит больший, западный треугольник, расположенный внутри ТТК.
В первую очередь проекта войдет строительство жилого квартала, школы, детского сада и физкультурно-оздоровительного комплекса. На вторую очередь запланировано создание общественно-деловых и коммерческих объектов, в том числе офисов и МФК, обеспечивающих жителей нового и прилегающих районов рабочими местами и досугом.
Дороги снаружи. Транспортная доступность Один из самых больших плюсов данной территории – хорошая транспортная доступность, причем как для машин, так и для общественного транспорта. Здесь пересекаются две важные городские трассы (шоссе Энтузиастов и ТТК), впрочем чрезвычайно загруженные и страдающие пробками. На этот случай имеется метро. Рядом расположены три станции метро: «Авиамоторная» и «Площадь Ильича» Калининской линии и «Римская» Люблинско-Дмитровской линии. Путь на метро до центра занимает 15-20 минут.
Метро дополняют две железнодорожные станции – «Серп и Молот» Горьковского направления и «Новая» Рязанского направления Московской железной дороги, а также наземные автобус, троллейбус и трамвай.
Дороги внутри Сейчас на территории завода существуют, разумеется, внутренние проезды между цехами, но плотность этой, лаконичной и прагматичной, уличной сети – ниже нормы больше чем вдвое. Норма – 8 километров на кв. метр, плотность заводских улиц – 3,1 км/кв.м.
Перед участниками конкурса 2-го этапа ставится задача по проектированию логичной внутренней уличной сети, учитывая необходимое число проездов для автомобилей экстренного реагирования и привязке новых улиц к существующим магистралям, развязкам и перекресткам.
Зелень Сегодня территория завода, как и почти любая промзона, практически вообще не имеет зеленых насаждений.
Ближе всего, у северного угла «Серпа и молота» расположены Краснокурсантская площадь и сквер. Небольшие зеленые зоны имеются у выходов станций метро «Площадь Ильича» и «Авиамоторная», а вот настоящий полноценный парк во всем районе Лефортово только один – Лефортовский (остаток парка Екатерининского дворца, раньше называвшийся Аненгофом). Его площадь – 32 гектара, но от границы заводской территории до парка – около километра пешком. Другие зеленые зоны расположены еще дальше, в основном вдоль Яузы.
Именно поэтому организаторы конкурса намерены кардинально решить «зеленый» вопрос – ТЗ требует предусмотреть максимально возможное озеленение внутри территории. Деревья, кустарники и цветники должны появиться не только на улицах, площадях и пешеходных зонах нового района, но и на стилобатах и террасах зданий. Частью комплексного озеленения должно стать появление зеленого периметра на границе территории.
Схема расположения зеленых зон рядом с территорией завода «Серп и молот». Изображение предоставлено НИиПИ Генплана
Задачи для участников конкурса По словам Сергея Кузнецова, район «Серпа и молота» должен стать «территорией качественной архитектуры», безопасным, комфортным, проницаемым, доступным и разнообразным.
Участники конкурса должны предложить архитектурно-градостроительную концепцию развития всей территории большого «треугольника», общей площадью 87 гектаров (только 60 из них, как мы помним, принадлежат заводу «Серп и молот»). Кроме того, требуется разработать не только схему генерального плана, движения транспорта и пешеходов, но также и архитектурную концепцию каждого здания внутри будущего района.
Результатом градостроительного преобразования территории завода «Серп и молот» должно стать формирование соразмерной человеку и пространственному окружению городской среды с развитой инфраструктурой, системой открытых общественных пространств и рекреационных территорий, интегрированной в городскую ткань и «отвечающей требованиям устойчивого развития среды». Во второй этап конкурса пройдут 5 финалистов, работы которых получат рейтинг от 1 до 5.
Как рассчитывают организаторы конкурса, в ходе состязания для многофункциональной застройки территории завода будет найден по настоящему уникальный и узнаваемый архитектурный проект, реализация которого должна превратить запущенную промзону в современный и привлекательный район Москвы.