Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.09.2013

Магазин с переходом

Анна Мартовицкая
Объект:
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь
Адрес:
Россия, Москва. Ленинградское шоссе, д. 16А
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
Группа компаний UNK
Авторский коллектив:
Архитектурное бюро UNK project, ЗАО «Даннет Крэйвен» и «АСП Архитектурно-инженерная компания».
Генеральный проектировщик: «Миран-Проект»
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов, при участии: Ч. Даннетт, Р. Катано, И. Хатипоглу, А. Архипов

На Ленинградском шоссе начинается реализация второй очереди МТК «Метрополис». Фасады этого объекта разработало UNK project.

Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project

Находящийся у станции метро «Войковская», «Метрополис» считается едва ли не самым успешным многофункциональным и торговым центром Москвы. Расположение, архитектура, широкий спектр арендаторов и услуг – все это делает его чрезвычайно востребованным у публики и вызывает уважительные отклики экспертов. Однако даже самый востребованный ТЦ не может оставаться в зените славы слишком долго: такой сверхдинамичный мегаполис, как Москва, предъявляет к подобного рода комплексам все новые и новые требования, так что строительство второй очереди «Метрополиса» было лишь вопросом времени.

Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project

Сначала новый корпус проектировало английское бюро DunnettCraven, которое трактовало этот объект как «вещь в себе» с самодостачной формой и яркими, но глухими фасадами. Он смотрелся эффектно, но ни со своим ближайшим окружением, ни с одной из главных магистралей городе никак не взаимодействовал, и заказчик принял решение провести отдельный закрытый конкурс на решения фасадов будущего МТК. Победителем в этом состязании и стало бюро UNK project, а в июле этого года разработанный им проект был одобрен Архитектурным советом Москвы

Как рассказывает главный архитектор и соучредитель UNK project Юлий Борисов, от идеи развить в фасадах «Метрополиса-2» решения уже существующего комплекса (напомним, спроектированного ABD architects) авторы проекта отказались очень быстро. Одним из основных аргументов стала протяженность фасада нового здания – он почти в два раза длиннее существующего, и если бы эти плоскости визуально слились в одну, вдоль Ленинградки возникло бы здание-забор. 
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Макет. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Макет. Проект, 2013 © UNK project

Впрочем, сознательно контрастируя со своим ближайшим соседом, здание второй очереди чутко реагирует на контекст Ленинградки в целом. В частности, важной точкой отсчета для авторов стали здания сталинской эпохи на противоположной стороне шоссе – отметка карниза этих строений (28 метров) зафиксирована в новом объеме с помощью современного, но очень внятно артикулированного карниза. «Обязательно хотелось откликнуться и на четкий вертикальный ритм, присущий Ленинградскому шоссе как никакой другой московской магистрали, – рассказывает Юлий Борисов, – поэтому одной из главных тем фасада стали ламели разной ширины, которые к тому же расположены на разном расстоянии друг от друга». Эти элементы, которые предполагается выполнить из металла или архитектурного бетона, визуально дробят протяженный фасад, придавая ему динамизм и тем самым делая чрезвычайно созвучным никогда не замирающей Ленинградке.
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project

Органичнее вписать новый комплекс в окружающую застройку помогают и горизонтальные членения – фасады собраны из трех широких поясов, которые ненавязчиво скрадывают его истинную этажность. Два из них сделаны стеклянными. На нижнем уровне это позволит максимально открыть здание городу (летом в прямом смысле, а зимой лишь визуально), а также обеспечить необходимую рекламу находящимся в нем магазинам и под этим предлогом практически полностью избавить фасады комплекса от билбордов и экранов. На верхнем этаже панорамное остекление тоже как нельзя кстати: там расположены зона ресторанов и зимние сады. Центральный же пояс выполнен из натурального камня темно-коричневого цвета. На контрасте с ним и работают уже упомянутые ламели, которые архитекторы предполагают выкрасить в светло-кофейный оттенок. Впрочем, не только цветом ограничивается взаимодействие этих материалов – полированной поверхности камня UNK project противопоставляет сложносочиненную текстуру металлических панелей. Положенный в ее основу многоугольный орнамент напоминает текстурированную кожу, из которой делаются сумки многих дорогих брендов.
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project

В таком же точно стиле – темно-коричневый камень и светлые текстурированные панели из металла – выполнен и крытый пешеходный переход, который свяжет «Метрополис-2» и проектируемый по соседству транспортный узел МЖД. У этого соединения важный градостроительный и социальный смысл – благодаря ему пассажиры легкого метро смогут попасть в метро обычное (на станцию «Войковская») напрямую через два торговых комплекса, а не в обход них. Сначала этот надземный переход собирались построить именно что в обход нового здания, фактически пустив вдоль всего его главного фасада остекленную «колбасу» на ножках, а UNK project предложили небольшой тоннель подвести к боковому фасаду «Метрополиса-2» и совместить часы работы ТЦ и легкого метро. «Для России подобная синергия между транспортом и торговлей – формат довольно новый, но опыт таких мегаполисов, как Токио, Шанхай, Пекин, показывает, что он очень востребован, и мы надеемся, что в Москве он также приживется», – комментирует Юлий Борисов. 
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project

Для тех же, кто собирается приезжать в «Метрополис-2» на автомобиле, проектом предусмотрена реконструкция многоуровневного надземного паркинга, расположенного прямо за торговым комплексом. Интересно, что архитекторы не только надстраивают его, обеспечивая почти тысячу дополнительных машиномест, но и закрывают со стороны улицы специальной колоннадой-ширмой, как бы продлевая фасад ТЦ и тем самым добиваясь стилистического единства. А для того, чтобы у посетителей не было соблазна бросить машину прямо перед магазином на дублере Ленинградки, UNK project поднимают тротуар перед входом в «Метрополис-2» и по внешнему периметру обрамляют его бетонными кашпо для деревьев и кустарников. Таким образом, автомобилистам, желающим попасть внутрь, будет гораздо проще сделать это с парковки, чем из-под метровой отвесной стены, а перед магазином появится небольшая благоустроенная площадь, надежно защищенная от шума и слякоти проезжей части.
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. План 1 этажа. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. План 1 этажа. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Фасады. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Фасады. Проект, 2013 © UNK project