Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.09.2013

Ночевка в памятнике модернизма

Нина Фролова

Чикагскую башню IBM Людвига Мис ван дер Роэ уже превратили в отель, а терминал TWA Эро Сааринена в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди – пока только планируют.

Здание IBM. Фото © Chuck Berman / Chicago Tribune
Здание IBM. Фото © Chuck Berman / Chicago Tribune

52-этажное здание IBM на берегу озера Мичиган, одна из последних построек Мис ван дер Роэ (закончена в 1972, уже после его смерти), с 1990-х годов сменила нескольких владельцев, причем многие из них рассматривали возможность изменения функции, так как поиск арендаторов для офисов в уже ставшей «исторической» постройке был делом непростым.
Здание IBM. Фото © Langham Hotels International Limited
Здание IBM. Фото © Langham Hotels International Limited

В итоге, в 2007 Langham Hotel Group приобрела со 2 по 13-й этажи здания и превратила их в отель класса «люкс» на 316 номеров. К реконструкции привлекли дизайнеров Richmond International (гостевые комнаты, коридоры и лобби на этажах) и Дэвида Рокуэлла (David Rockwell; интерьер ресторана и бара). Тем временем, Дирку Лохану (Dirk Lohan), внуку самого Мис ван дер Роэ, поручили обновить вестибюль на 1 этаже.
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com

Этот вестибюль как наименее функциональное помещение был наиболее чистым воплощением идей Миса в этой постройке, но теперь он подвергся значительной «корректировке». Теперь он обслуживает двух независимых друг от друга арендаторов – отель Langham и Американскую медицинскую ассоциацию (AMA), занявшую все верхние этажи (в честь нее постройку переименуют AMA Plaza), поэтому его, помимо прочего, пришлось разделить пополам 8-метровой стеклянной стеной во всю высоту помещения. Чтобы хотя бы частично восполнить потерю аутентичности, Лохан расставил там мебель, спроектированную своим дедом.
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com

Richmond International продолжили линию «синтеза» старого и нового, начатого на 1-м этаже: формы и узоры напоминают о эпохе послевоенного модернизма, но не копируют его, однако внимание к каждой детали по-прежнему ставится во главу угла. Так, золотистый травертин, использованный Мис ван дер Роэ в вестибюле, теперь появился также и в ванных комнатах, а узор ковра в коридорах повторен в обрамлении зеркал. В то же время, прозрачная стеклянная выгородка, отделяющая ванную от спальни, «матируется» по нажатию кнопки: от технологий 21 века дизайнеры в интересах стилизации отказываться не захотели.
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Отель Langham в здании IBM в Чикаго. Фото: Daniel Safarik via worldarchitecturenews.com
Терминал TWA в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди. Фото: Wally Gobetz/Flickr via blog.archpaper.com
Терминал TWA в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди. Фото: Wally Gobetz/Flickr via blog.archpaper.com

Гораздо более драматическая, чем у IBM, судьба у терминала TWA в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди, построенного по проекту Эро Сааринена в 1962. В 2001 его прекратили использовать по назначению: авиакомпания TWA  разорилась, а он оказался недостаточно велик для нового владельца JetBlue; к тому же он не соответствовал требованиям безопасности, введенным после терактов 11 сентября 2001. Его даже хотели снести, но затем новый терминал JetBlue все же построили рядом, а постройка Сааринена пустовала, хотя и была отреставрирована. В 2011 появилась информация о планах ее превращения в вестибюль бутик-отеля, который возведут поблизости, но до строительства дело так и не дошло.
Терминал TWA в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди. Фото: Gabriel Jorby/Flickr via blog.archpaper.com
Терминал TWA в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди. Фото: Gabriel Jorby/Flickr via blog.archpaper.com

Но теперь, по крайней мере, появился реальный заказчик реконструкции: Андре Балаж (Andre Balazs), владелец сети отелей The Standard. Он планирует превратить терминал TWA в гостиницу и конференц-центр со спа, фитнес-центром, магазинами, ресторанами и музеем авиации. Все ли он хочет уместить в сооружение Сааринена, или к нему пристроят дополнительный корпус, пока не сообщается.