Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.08.2013

Пресса: 5–9 августа

Мария Гончарова

О том, как за год изменилась градполитика Москвы и за 5 лет – Петербурга, о борьбе за исторический центр Волгограда и спасении Ново-Никольского собора читайте в свежем обзоре прессы.

Журнал «Технологии строительства» в свежем номере опубликовал статью Николая Лукьянова, который анализирует деятельность Сергея Кузнецова на посту главного архитектора Москвы за прошедший первый год его работы. Автор отмечает, что «после смены руководства Москомархитектуры основное ядро ведущих архитекторов и проектных бюро столицы с успешным опытом совместной работы составило единую команду, активно формирующую новый курс в развитии мегаполиса». По мнению Лукьянова, возрождение Архитектурного совета, введение процедуры конкурсов, словом, такое «неожиданное «диктаторство» Сергея Кузнецова <...> – продуманный выбор, основанный на исповедуемой градостроительной идеологии и анализе существующих реалий».

К слову, одним из проявлений нового градостроительного курса стало обустройство столичных набережных. По словам главного архитектора, Москомархитектура готовит концепцию технического задания для международного конкурса по благоустройству набережных, – об этом сообщило РБК daily. Также издание рассказало о завершающихся работах по созданию пешеходной зоны на Крымской набережной. Она откроется в сентябре и станет частью пешеходного маршрута длиной в 10 км, который протянется от Воробьёвых гор до «Красного Октября». Подробнее с проектом пешеходной зоны читателей познакомила «Афиша».

Тем временем, в Новосибирске получила продолжение история с вырубкой зелёных насаждений. По информации «Сиб.фм», депутаты Горсовета потребовали от мэра наложить мораторий на капитальное строительство в зелёных зонах. А также объявили о создании специальной Комиссии по паркам и скверам, – сообщил «Сибкрай.ru».

Не утихает дискуссия вокруг градостроительной политики и в Перми. На этот раз свою позицию относительно мастер-плана и генплана города озвучил Александр Ложкин. По мнению эксперта, критики мастер-плана за годы, прошедшие с момента начала его разработки, так и не предложили конструктивной альтернативы. Тем не менее, их позиция: «Не мешайте нам (застройщикам и архитекторам) строить, где хотим и как хотим». Ложкин отмечает, что строить необходимо по правилам, позволяющим развивать городскую среду и улучшать её качество. И в итоге констатирует: «Решение, каким путём развиваться Перми, – политическое, и принимать его будут не градостроители, а политики».

Проблемы развития российских городов в беседе с президентом Фонда «Институт экономики города» Надеждой Косаревой обсудил портал «Бюллетень недвижимости». Специалист рассказала о феномене многоэтажной субурбанизации, повсеместно наблюдающейся в России, которая заключается в увеличении плотности и этажности застройки при удалении от центра. Являясь наследием советских времён, подобный характер застройки выгоден современным девелоперам, хотя провоцирует колоссальные проблемы. В первую очередь – транспортные. Переломить ситуацию, по мнению Косаревой, пока трудно из-за слабой градостроительной политики в городах, вследствие чего власти зачастую идут на поводу у застройщиков.
 
А сайт ИрГТУ на неделе обнародовал тематику XV сессии Международного Байкальского Зимнего Градостроительного университета. Конференция пройдёт в начале следующего года и будет посвящена реконструкции и трансформации застроенных территорий Иркутска.

Петербургская газета «Невское время» задалась вопросом, что изменилось в Петербурге за последние 5 лет с точки зрения градостроительной политики и сохранения наследия. Этот вопрос издание адресовало экспертам. По мнению градозащитников, ситуация с сохранением исторических памятников в целом улучшилась: «власть стала более чутко прислушиваться к голосу общественности. <...> Да и сама общественность стала активнее», – считает координатор движения «Живой город» Юлия Минутина. Что же касается решения транспортных проблем, экспертное мнение прозвучало неутешительно: «городские власти по-прежнему делают ставку на то, чтобы обеспечить проезд в первую очередь личным автомобилям. Хотя большая часть горожан передвигается на общественном транспорте. <...> В результате транспортный узел затягивается всё сильнее», – посетовал сопредседатель межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Фёдоров.

Портал V1.ru на неделе сообщил, что волгоградские архитекторы намерены добиваться ужесточения ПЗЗ для ограничения застройки в историческом центре города. По мнению главного архитектора города, «необходимо разработать паспорта объектов культурного наследия, чтобы мы определились, что охраняем. <...> пока нет документа, в котором четко прописано, что здание было таким-то и таким-то с такими-то декоративными элементами – требовать его сохранности просто невозможно».

В продолжение темы сохранения наследия – в Московской области под угрозой разрушения оказался Ново-Никольский собор, памятник федерального значения. Причиной стал сошедший со склона оползень: сейчас собор находится на расстоянии 7 метров от края обрыва. Ситуация сложилась критическая, поскольку специалисты прогнозируют сход нового оползня, а власти так и не определились, кто ответственен за охрану памятника, – сообщил «Московский комсомолец».

И в заключение несколько слов о репортаже из музея заповедника «Кижи», появившемся в «Новой газете». Издание рассказало о реставрации Преображенского храма, идущей полным ходом. А также побеседовало с новым директором, против назначения которого ранее выступили музейщики.

Ново-Никольский собор. © olg62415949.ya.ru
Ново-Никольский собор. © olg62415949.ya.ru