В списке финалистов конкурса на проект реконструкции главного вокзала Мельбурна «звезды» соседствуют с начинающими архитекторами.
Вокзал Флиндерс-стрит в Мельбурне. Фото: Adam.J.W.C.
UPD: победителем конкурса стала команда Herzog & de Meuron и HASSELL.
Проект Эдуардо Веласкеса, Мануэля Пинеды и Сантьяго Медины
Массивный необарочный вокзал Флиндерс-стрит (1910) находится в Центральном деловом районе Мельбурна, на берегу реки Ярра. Кроме стратегического расположения и статуса памятника, он обладает также и любовью горожан: под циферблатами у главного входа, которые показывают время, оставшееся до отправления поездов, мельбурнцы назначают встречи уже более ста лет.
Проект Эдуардо Веласкеса, Мануэля Пинеды и Сантьяго Медины
Но сейчас транспортному терминалу необходимо «моральное» и физическое обновление, поэтому конкурсанты должны сделать его более удобным и безопасным для пассажиров (его использует 150 000 человек в день, это самая оживленная станция в штате Виктория), усилить связи вокзала с окружающими кварталами, создать там качественное общественное пространство и добавить новые функции.
Проект Эдуардо Веласкеса, Мануэля Пинеды и Сантьяго Медины
Проект Эдуардо Веласкеса, Мануэля Пинеды и Сантьяго Медины
На конкурс было подано 118 заявок, а в финал вышли 6 команд, причем зарубежные архитекторы выступили в паре с местными: мастерская Николаса Гримшо с John Wardle Architects, Herzog & de Meuron с HASSELL, Заха Хадид с BVN Architecture, австралийские бюро ARM (Ashton Raggatt McDougall) и NH Architecture – по одиночке, а шестыми стали колумбийские выпускники Мельбурнского университета Эдуардо Веласкес (Eduardo Velasquez), Мануэль Пинеда (Manuel Pineda) и Сантьяго Медина (Santiago Medina).
Проект Эдуардо Веласкеса, Мануэля Пинеды и Сантьяго Медины
Проект Захи Хадид и BVN Architecture
Веласкес выбрал реконструкцию Флиндерс-стрит темой своей дипломной работы и вряд ли рассчитывал на ее реализацию. Теперь же она привлекла благосклонное внимание не только жюри, но и публики: в проекте предполагается создание над вокзалом городского парка, также предусмотрены городской пляж и причал для парома на берегу Ярры.
Проект Захи Хадид и BVN Architecture
Проект Захи Хадид и BVN Architecture
Заха Хадид обещает обеспечить удобный и быстрый доступ горожан сквозь здание вокзала к реке, где запланированы велосипедные и пешеходные дорожки и плавучая сцена с трибунами.
Проект Николаса Гримшо и John Wardle Architects
Планируется улучшить циркуляцию внутри здания, дополнить его бутик-отелем, магазинами, кафе и новой «пьяццей».
Проект Николаса Гримшо и John Wardle Architects
Проект Николаса Гримшо и John Wardle Architects
По замыслу Николаса Гримшо, для связи разных зон внутри и вокруг вокзала будут сооружены многочисленные надземные и подземные переходы. Задуманы кирпичные «своды» вдоль реки (там разместят магазины и кафе) и приподнятый над землей парк.
Проект Herzog & de Meuron и HASSELL
Проект Herzog & de Meuron и HASSELL
Проект Herzog & de Meuron включает в себя строительство рядом с вокзалом крупной художественной галереи, амфитеатра, рынка, штаб-квартиры для культурных организаций.
Проект Herzog & de Meuron и HASSELL
Проект Herzog & de Meuron и HASSELL
Эти новые функции свяжут Флиндерс-стрит с расположенными по сторонам от нее «кластерами» музеев и театров.
Проект ARM
Проект ARM
Бюро ARM предлагает открыть в здании вокзала среднюю школу, ограничившись, впрочем, старшими классами.
Проект ARM
Проект ARM
Также планируется создать крышу-парк и променад вдоль реки.
Проект NH Architecture
Проект NH Architecture
NH Architecture хотят перекрыть новые пространства вокзала стеклянной решетчатой крышей, перекинуть через Ярру пешеходный мост, который свяжет Флиндерс-стрит с расположенном на том берегу районом музеев и парков, а также устроить посреди вокзала «Мельбурнскую комнату» для выставок, спектаклей и концертов.
Проект NH Architecture
Хотя организаторы конкурса потратили на его проведение 1,6 млн австралийских долларов, газета The Guardian, ссылаясь на премьер-министра штата Виктория Дениса Нэптайна, сообщает, что конкретных сумм на проект не выделено, и потому реализация вряд ли начнется в ближайшие 10 лет. Еще одна уловка – возможность проголосовать за понравившийся проект на сайте конкурса. Хотя публику призывают выбрать лучший вариант, ее мнение учитывать не будут: победителя выберет жюри.
|