Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.07.2013

Пресса: 1–5 июля

Мария Гончарова

Об экологичности архитектуры, первом впечатлении иностранных архитекторов от Зарядья, качестве концепций преобразования исторического центра Петербурга и новой градполитике Перми читайте в свежем обзоре прессы.

Одна из конкурсных концепций преобразования исторического центра Петербурга. «Культурный универмаг». Проект «Архитектурной мастерской Литвинова». Фотография: art1.ru
Одна из конкурсных концепций преобразования исторического центра Петербурга. «Культурный универмаг». Проект «Архитектурной мастерской Литвинова». Фотография: art1.ru
На неделе «Лента.ру» встретилась с японским архитектором Тойо Ито, лауреатом Притцкеровской премии в 2013 году. Одной из главных тем беседы стало взаимодействие архитектуры и природы. По мнению Ито, архитектура XXI века должна быть экологичной: «Я считаю, что необходимо думать о создании городов, в которых архитектура сливается с природой», – поскольку вне природы, в мегаполисе человек обречён на то, чтобы чувствовать себя несчастливым. С другой стороны, архитектор высказал мнение, что в будущем город как таковой исчезнет, но что придёт ему на смену, ответить затруднился.

Хотя подобное затруднение вполне объяснимо, ведь вопросы будущего – это тема для серьёзных исследований. К слову, как раз подобными исследованиями занимались в завершившемся учебном году студенты Института «Стрелка». «Московские новости» рассказали о 4-х дипломных проектах студентов. Авторы первого ставили своей целью примирить жителей с многообразием архитектурных стилей столицы. Во второй работе студенты исследовали концепцию «умного города», примеры её реализации за рубежом и в Москве. Авторы третьего проекта разрабатывали модель архитектурной лаборатории непрерывного образования. А четвёртая команда переосмысливала компоненты, из которых состоит город, и их роль в городском планировании.

Тем временем, в Москву приехали участники второго этапа конкурса на разработку концепции парка в Зарядье, чтобы изучить площадку. «Афиша» расспросила голландского, китайского и американского архитекторов об их первых впечатлениях. Специалисты высказали мнение, что главной в парке должна стать всё-таки не архитектура, а природа, поскольку архитектурное окружение у Зарядья и так «очень сильное».

Упомянем об ещё одном столичном конкурсе, результаты которого огласили на этой неделе. Конкурс на архитектурно-художественное решение фасадов нового музейного комплекса Третьяковской галереи был объявлен в конце мая. Его победителем, как сообщило «РИАН Недвижимость», стало архитектурное бюро SPEECH. Портал «Архи.ру» кратко напомнил историю конкурса, а также опубликовал фотографии проекта-победителя и проектов, занявших второе (бюро «Тотемент/Пейпер») и третье (Владимир Плоткин и Елена Кузнецова, ТПО «Резерв») места.
Проект-победитель конкурса на архитектурно-художественное решение фасадов нового музейного комплекса Третьяковской галереи. Архитектурная мастерская SPEECH. Фотография предоставлена Пресс-службой Москомархитектуры
Проект-победитель конкурса на архитектурно-художественное решение фасадов нового музейного комплекса Третьяковской галереи. Архитектурная мастерская SPEECH. Фотография предоставлена Пресс-службой Москомархитектуры

В продолжение темы конкурсов: Art1 попросил петербургского архитектора Бориса Устинова проанализировать конкурсные концепции развития Новой Голландии, Северной Коломны и кварталов вокруг Конюшенной площади. Говоря о Петербурге, Устинов обратился к терминологии врачебного дела: «Болезненность Петербурга – следствие того, что в городе отсутствует градоустроительная проектная деятельность. <...> К сожалению, предложенные на конкурс концепции не содержат ответа на вопрос о том, как вылечить городской организм». Интересно, что, по мнению Устинова, зарубежный опыт мало чем может помочь Петербургу, ведь каждый город уникален.

Уникальностью городов озаботились и власти Подмосковья. Они намерены сделать регулярными встречи с главными архитекторами городов и районов, с тем чтобы каждый населённый пункт обрёл свой неповторимый архитектурный облик, – передало «РИАН Недвижимость».

Также на неделе московская пресса сообщила о том, что Градостроительно-земельная комиссия мэрии наконец завершила ревизию градостроительной документации времён Юрия Лужкова. В результате, по информации «РБК daily», часть инвестконтрактов была расторгнута, часть – откорректирована. Теперь на очереди утверждение новых градпланов, где приоритет будет отдан планировкам нуждающихся в реновации промышленных зон, а также территорий Новой Москвы.

Тем временем, власти Перми, похоже, определились с новым градостроительным курсом. ИА «ФедералПресс» опубликовало репортаж с градостроительного совета при губернаторе Викторе Басаргине, на котором обсуждались несколько значимых для города проектов, в числе которых: проекты застройки микрорайона «Бахаревка» и квартала № 179 в центре Перми. Интересно, что представленные проекты противоречат Генплану города. Согласно ему, строить жильё в Бахаревке запрещено, а центр должен застраиваться малоэтажными европейскими кварталами, но никак не предложенными для квартала № 179 30-этажными башнями. Интересно, что разработчик мастер-плана Перми, Андрей Головин в интервью корреспонденту Business class спрогнозировал подобное развитие событий.
Проект застройки квартала № 179 в центре Перми, «Ренова СтройГруп Пермь». Фотография: properm.ru
Проект застройки квартала № 179 в центре Перми, «Ренова СтройГруп Пермь». Фотография: properm.ru

Ещё одна региональная новость: в Чебоксарах на неделе представили актуализированный проект Генплана развития города до 2035 года. Репортаж с совместного заседания республиканского и городского градостроительных советов опубликовало ИА Regnum.

И в заключение несколько слов о Доме Волконского, за который уже более 3-х месяцев отчаянно сражается «Архнадзор». По информации ИА Regnum, на этой неделе ситуацию с разрушением Дома обсудили в Мосгордуме. Начальник управления Москомстройинвеста заявил, что работы проводятся законно, поскольку здание ещё в 2009 году было исключено из списков выявленных объектов наследия. Представители «Архнадзора» с подобным мнением не согласились, отметив, что дом находится в охранной зоне, где любая реконструкция запрещена. Тем временем, руководитель департамента культурного наследия столицы Александр Кибовский в интервью «Эхо Москвы» объяснил, почему власти не в силах переломить ситуацию с Домом Волконского: права собственника Дома по распоряжению своим «имуществом» надёжно защищены законодательством.