Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.06.2013

Нью-Йорк возвращает себе вокзал

Нина Фролова
Мастерская:
Diller Scofidio + Renfro
SHoP
SOM - Skidmore, Owings & Merrill

Свои варианты реконструкции вокзала Пенн-стейшн представили бюро SOM, ShoP, Diller Scofidio + Renfro и Хью Харди.

Проект SOM © SOM
Проект SOM © SOM
Инициатором выступило Городское общество искусств (Municipal Arts Society), которое осенью 2012 уже заказывало подобные «гипотетические» проекты для другого нью-йоркского вокзала – Центрального. Но история с Пенн-стейшн гораздо сложнее. Прежде всего, это самый важный транспортный узел региона: каждый день им пользуются от 300 тысяч до более полумиллиона пассажиров, что делает его крупнейшим в Северной Америке. Он объединяет поезда дальнего следования и электрички трех сетей, а также несколько линий метро, городские и междугородние автобусы и т. д.
Старое здание Пенн-Стейшн (ныне снесено). Фото 1962. Library of Congress, Prints & Photographs Division, NY,31-NEYO,78-4
Старое здание Пенн-Стейшн (ныне снесено). Фото 1962. Library of Congress, Prints & Photographs Division, NY,31-NEYO,78-4

Его величественное историческое здание в стиле бозар было снесено в 1960-е, и с тех пор он находится под землей, а над ним расположены два небоскреба и огромная арена «Мэдисон-Сквер-Гарден» (именно этот снос дал старт городскому движению в защиту памятников). Его неуютные пространства сравнивают с катакомбами, кроме того, число пассажиров выросло втрое с момента его открытия, поэтому он работает сейчас на пределе возможностей.
Вокзал Пенн-Стейшн в начале 21 века. Фото Leif Knutsen
Вокзал Пенн-Стейшн в начале 21 века. Фото Leif Knutsen

Сейчас городские власти рассматривают вопрос о продлении контракта с «Мэдисон-Сквер-Гарден», существование которой на нынешнем месте мешает любой реконструкции. Владельцы арены, вмещающей порядка 20 тыс. человек и театральный зал на 5600 зрителей, хотят остаться над вокзалом навсегда, власти думают о 15-летнем договоре, но часть чиновников и активистов требуют ограничиться 10 годами, в течение которых арена должна обзавестись новым «домом» (уже пятым за ее историю).
Проект SOM © SOM
Проект SOM © SOM

Пока решение еще не вынесено, четыре бюро разработали проекты разной степени реалистичности, направленные на то, чтобы вернуть Пенн-стейшн городу, превратив вокзал в привлекательное общественное пространство и максимально использовав его потенциал транспортного узла, обслуживающего, помимо нынешних линий, также и скоростные поезда.
Проект SOM © SOM
Проект SOM © SOM
Проект SOM © SOM
Проект SOM © SOM

Бюро SOM предложило, убрав арену, увеличить пространство над вокзалом с 2 кварталов до 4-х. По углам участка появятся четыре башни с жильем, офисными площадями (больше, чем в Рокфеллер-центре) и учреждениями культуры (больше, чем в Линкольн-центре), а между ними будет сооружена зеленая «воронка», спускающаяся вниз, к стеклянной полусфере билетных касс – центру нового вокзала.
Проект SOM © SOM
Проект SOM © SOM
Проект SHoP © SHoP Architects PC
Проект SHoP © SHoP Architects PC

Архитекторы ShoP хотят переместить арену в соседнюю промзону Хадсон-ярдс, которую сейчас превращают в район смешанной застройки, а над платформами построить легкое бетонное перекрытие, которое превратит Пенн-стейшн из темного подземелья в залитый солнцем зал. Рядом планируется разбить парк и соединить его с расположенным неподалеку парком Хай-Лайн.
Проект SHoP © SHoP Architects PC
Проект SHoP © SHoP Architects PC
Проект SHoP © SHoP Architects PC
Проект SHoP © SHoP Architects PC
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro

Мастерская Diller Scofidio + Renfro предложила передвинуть арену за находящийся рядом почтамт, а пространства вокзала перегруппировать в зависимости от быстроты «использования». Кассы и платформы поместят на уровне земли, а все остальное, включая рестораны, спа и театр – выше, завершив сооружение зеленым садом, разбитым на крыше.
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Diller Scofidio + Renfro © Diller Scofidio + Renfro
Проект Хью Харди © H3 Hardy Collaboration Architecture
Проект Хью Харди © H3 Hardy Collaboration Architecture

Бюро Хью Харди H3 Hardy Collaboration Architecture решило переместить «Мэдисон-Сквер-Гарден» на совершенно другой участок, а пространство над вокзалом расширить в сторону Хадсон-ярдс, заняв его парком площадью 1,2 га и сетью велосипедных дорожек, а также застройкой общей площадью 2,2 млн м2, которая и профинансирует реконструкцию. Крыша вокзала также станет зеленой: там появится сад площадью 0,8 га.