Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.06.2013

Archiprix 2013: победители

Шесть победителей, девять лидеров студенческого голосования и четыре российских участника.

Archiprix International 2013. Выставка проектов на Арх Москве. Фотография Юлии Тарабариной
Archiprix International 2013. Выставка проектов на Арх Москве. Фотография Юлии Тарабариной
Archiprix – признанный международный конкурс дипломных работ студентов - архитекторов, урбанистов и дизайнеров. На конкурс принимают по одной дипломной работе от профильного учебного заведения, поэтому число участников также говорит нам о количестве участвующих вузов. Archiprix проводится один раз в 2 года, в этом году его организуют седьмой раз. Премии, вручаемые победителям конкурса, названы в честь главного спонсора Hunter Douglas Awards. Конкурс кочует: его лауреатов каждый раз награждают в новом городе. Первым был Роттердам, затем Стамбул, Глазго, Шанхай... В 2013 премии вручили в Москве, показав работы участников на Арх Москве и организовав в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» воркшоп с участием финалистов. В этом году в конкурсе участвовали 286 проектов из 76 стран.

Публикуем проекты 6 победителей Archiprix с авторскими комментариями. Все проекты можно увидеть на сайте конкурса.

Центр инновации в Пьемонте
Подобно замку Спящей красавицы, это место пребывало в забвении более 40 лет. Природа постепенно захватывала участок, покрывала растительностью строения и дорожки, и, в конце концов, сделала его похожим на джунгли. Недавно было принято решение о строительстве здесь конгресс-центра с кампусом, который смог бы стать местной достопримечательностью и объектом международного значения.

Как древний Акрополь, участок поднимается над озером Маджоре и располагается у подножия гор, образуя особую созерцательную зону между привлекательным пейзажем и объектом с особой функцией. Новое здание становится мощной достопримечательностью региона. Объединяя существующие здания в единый ансамбль, оно восстанавливает старые серпантинные подъезды и входы в кампус. В этом стеклянном замке науки новый порядок блестяще демонстрирует процесс переориентации на социальные и экологические проблемы: элитарное творчество за прозрачными стенами. Соучастие и ответственность должны стать главными движущими факторами на пути в наше общее будущее.
Центр инновации в Пьемонте (Centro per l-Innovazione Piemonte). Андреас Бринкман (Германия). Фотография: archiprix.org
Центр инновации в Пьемонте (Centro per l-Innovazione Piemonte). Андреас Бринкман (Германия). Фотография: archiprix.org
Центр инновации в Пьемонте (Centro per l-Innovazione Piemonte). Андреас Бринкман (Германия). Фотография: archiprix.org
Центр инновации в Пьемонте (Centro per l-Innovazione Piemonte). Андреас Бринкман (Германия). Фотография: archiprix.org
Центр инновации в Пьемонте (Centro per l-Innovazione Piemonte). Андреас Бринкман (Германия). Фотография: archiprix.org
Центр инновации в Пьемонте (Centro per l-Innovazione Piemonte). Андреас Бринкман (Германия). Фотография: archiprix.org

Проект «Давайте поговорим о мусоре»
Дхарави - это единственная трущоба в мире, которая приносит прибыль. Здесь процветают тысячи мини-фабрик и мастерских, поставляющих в Мумбаи предметы первой необходимости. В год здесь производятся товары на сумму 500 млн долларов. Живущие здесь люди счастливы — это единое сообщество. Возможно, они и хотят изменений, изменений к лучшему, и ждут от городских властей помощи в строительстве водопровода и канализации, но они не желают менять свои хижины на квартиры в многоэтажных домах. Жилье, которое предлагают им местные власти взамен лачуг, не отвечает требованиям этой необычной общины.

Для решения проблем жителей Дхарави для меня было важно, что бы стоимость строительства здания была невысокой и жильцы имели право его трансформировать и видоизменять. Кроме того важно было сохранить центры общественной жизни — места для стирки, колодцы, туалеты, рынки, храмы и просто улицы. Другой проблемой было уникальное и крайне привлекательное расположение Дхарави. С одной стороны, процветающий мегаполис не может себе позволить содержание муниципального жилья в центре города. С другой стороны, если люди уедут из центра, город лишится дешевой рабочей силы. Поэтому я решил разместить свое здание рядом с мусорной свалкой в Деонаре, откуда тысячи жителей трущоб каждый день приносят домой около 6 тонн мусора. Вторичным сырьем для переработки может служить стекло, алюминий, бумага, пластик, краски, жестяные банки, провода, радиодетали и даже мыло из близлежащих отелей.

Планировка района основана на модульной сетке 70x70 м. Восточная часть Дхарави имеет такую же сетку, поэтому я решил, что здание должно занимать три квартала в длину и один в ширину, то есть занимать участок 70x210 м, а с учетом ширины улиц — 84x220.5 м. Внутри здание разделяется коридором на две части: жилую часть с южной стороны и рабочую часть с северной. Коридоры также служат для проветривания помещений, защищая жилую часть от зловоний, исходящих из той части здания, где происходит переработка вторсырья. Здание приподнято над землей, в результате чего образуется открытый первый этаж, который служит в основном для подъема сырья со свалки в рабочую часть и вывоза производимых жильцами готовых товаров.

Здание поделено на боксы 7x3.5 м как в многоуровневой парковке. В каждом здании — 5820 боксов и их жильцы могут принимать самостоятельные решения в отношении материалов отделки и работ, которые будут там проводиться. Подвальный этаж выполняет техническую функцию: биогаз, выделяемый при разложении бытовых отходов и экскрементов может стать еще одним выгодным источником прибыли сообщества..
Проект «Давайте поговорим о мусоре» (Let-s talk about garbage). Хугон Ковальский (Польша). Фотография: archiprix.org
Проект «Давайте поговорим о мусоре» (Let-s talk about garbage). Хугон Ковальский (Польша). Фотография: archiprix.org
Проект «Давайте поговорим о мусоре» (Let-s talk about garbage). Хугон Ковальский (Польша). Фотография: archiprix.org
Проект «Давайте поговорим о мусоре» (Let-s talk about garbage). Хугон Ковальский (Польша). Фотография: archiprix.org
Проект «Давайте поговорим о мусоре» (Let-s talk about garbage). Хугон Ковальский (Польша). Фотография: archiprix.org
Проект «Давайте поговорим о мусоре» (Let-s talk about garbage). Хугон Ковальский (Польша). Фотография: archiprix.org

Проект «Длинный общий дом»
Длинный коммунальный дом в городе Сямынь разительно отличается от других жилых домов, так как в нем соотношение между высотой и длиной составляет от 1: 9 до 1:13. Длинный коммунальный дом в городе Сямынь (ДКД) это большое здание на четной стороне улицы Хэн Чжу, городского пространства с давно сложившимся укладом. Проект предусматривает демонстрацию истории застройки и пространственных изменений внутри ДКД, а также трансформацию пространства на основании всестороннего исследования жилой среды в существующем ДКД. Задача проекта – реорганизация пространственной памяти путем совмещения разных аспектов городской жизни, установления гармоничных отношений между старожилами и новоселами, усовершенствования пространства внутренних дворов на разных уровнях, улучшения физической среды обитания, а также путем предложения эффективной стратегии обновления старого городского района.
Проект «Длинный общий дом» (Long Collective House). Юнмин и Яньмин Чэн, Чжэнь Ли (Китай). Фотография: archiprix.org
Проект «Длинный общий дом» (Long Collective House). Юнмин и Яньмин Чэн, Чжэнь Ли (Китай). Фотография: archiprix.org
Проект «Длинный общий дом» (Long Collective House). Юнмин и Яньмин Чэн, Чжэнь Ли (Китай). Фотография: archiprix.org
Проект «Длинный общий дом» (Long Collective House). Юнмин и Яньмин Чэн, Чжэнь Ли (Китай). Фотография: archiprix.org
Проект «Длинный общий дом» (Long Collective House). Юнмин и Яньмин Чэн, Чжэнь Ли (Китай). Фотография: archiprix.org
Проект «Длинный общий дом» (Long Collective House). Юнмин и Яньмин Чэн, Чжэнь Ли (Китай). Фотография: archiprix.org

Проект «Марракеш»
Это проект внедрения пространств для обмена знаниями, взаимодействия и коммуникации в общественную сеть узких улочек Медины Марракеша. На одной из последних незастроенных площадок Медины функции связаны горизонтально и вертикально с сохранением разнообразия и открытости существующих типологий. Мы намеренно выбрали именно этот конкретный участок, а не место в новом районе города, Гелизе, для активизации музейного характера старого города.

В нашем проекте традиционная форма передачи знания, повествование, естественным образом связана с современными формами обучения и интегрирована в городскую среду, которая в результате расширяется, получая библиотеку, сцену, мастерские, зрительный зал/кинотеатр и чайную. Каждый из этих объектов обозначен«провалом» с вертикальной сеткой «улиц», пронзающей весь комплекс; кроме осуществления потоков движения эти «провалы» также используются для вентиляции и дополнительного освещения. Все этажи связаны между собой лестницами. Таким образом архитектурный ансамбль становится вертикальным силуэтом города.

Основная идея проекта в том, чтобы сделать технические помещения как можно меньшей площади, а общественные пространства как можно большей. Ансамбль полностью замкнут и отгорожен от внешнего мира для создание микроклимата с тенью и прохладой. Внешняя оболочка комплекса представляет собой глиняную стену с проемами, к которой на уровне первого этажа по периметру примыкают лавки традиционного восточного базара. Как бы случайно сквозь незаметный проход посетитель попадает в одно пяти зданий с внутренним двором. Архитектура комплекса основана на традиционной для Медины Марракеша типологии. Так как это общественное пространство, вся мебель комплекса интегрирована в архитектуру. Элементы экстерьера, такие как водостоки и наклонные поверхности также становятся неотъемлемой частью архитектуры. Целиком ансамбль просматривается с террасы на крыше зрительного зала, которая сама гармонично вписывается в силуэт крыш старого города.
Проект «Марракеш» (Marrakech). Грета и Лиза Тидье (Германия). Фотография: archiprix.org
Проект «Марракеш» (Marrakech). Грета и Лиза Тидье (Германия). Фотография: archiprix.org
Проект «Марракеш» (Marrakech). Грета и Лиза Тидье (Германия). Фотография: archiprix.org
Проект «Марракеш» (Marrakech). Грета и Лиза Тидье (Германия). Фотография: archiprix.org
Проект «Марракеш» (Marrakech). Грета и Лиза Тидье (Германия). Фотография: archiprix.org
Проект «Марракеш» (Marrakech). Грета и Лиза Тидье (Германия). Фотография: archiprix.org

Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля»
За проект подано 12 голосов
Отлитые из лавы и вырезанные во льду пейзажи Исландии это пространства постоянной эволюции и эрозии. Временные процессы оставляют после себя постоянные отметины и напоминания: черные вулканические пески, резкие очертания гор и покрытые шрамами зазубренные ледники. Умирание крупнейшего в Исландии ледника Ватна, погружающегося в Атлантический океан, таяние льда и превращение гор в долины, как света во тьму, вот результаты эрозии: смерть и разложение, изменение состояния, двойственность неподвижного и подвижного. «Все является разрушающейся руиной, а руина это печальный символ движения времени в обоих направлениях». (Вневременное искусство света и формы, Луис Кан)

Что нужно, для того чтобы архитектура стала инструментом для наблюдения за этим «движением времени» в недолговечной среде? Как пространство, или серия пространств, иллюстрирует временной нарратив, становясь архивом памяти? Какими средствами архитектура может курировать и управлять смертью ландшафта, процессом эрозии и разложения? Архитектурная задача автора этого проекта заключалась в том, чтобы создать здание в недолговечном ландшафте – здание, наблюдающее и документирующее смену природных явлений в контексте своего местоположения, а именно в лагуне Йокульсарлон в Исландии. Здание должно было стать, как для туристов, так и для местных жителей, наблюдательным пунктом, сенсориумом времени, но еще в большей степени — обсерваторией для наблюдения за прошлым, за реликтом, в толще которого есть лед, образовавшийся более тысячи лет назад, стать архитектурным нарративом, повествующем об эволюции и эрозии природного ландшафта, зданием, обладающим монументальностью и памятью. Основное назначение этого здания имеет два аспекта: во-первых, стать физическим объектом, соединяющим ледниковую лагуну с Черным пляжем, и во-вторых, изолировав одни виды ощущений от других, проиллюстрировать их разными стихиями, такими как ветер, лед, вода и земля.
Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля» (Mausoleum for Vatnajokull). Дэвид Эдриан О’Райли (Шотландия). Фотография: archiprix.org
Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля» (Mausoleum for Vatnajokull). Дэвид Эдриан О’Райли (Шотландия). Фотография: archiprix.org
Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля» (Mausoleum for Vatnajokull). Дэвид Эдриан О’Райли (Шотландия). Фотография: archiprix.org
Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля» (Mausoleum for Vatnajokull). Дэвид Эдриан О’Райли (Шотландия). Фотография: archiprix.org
Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля» (Mausoleum for Vatnajokull). Дэвид Эдриан О’Райли (Шотландия). Фотография: archiprix.org
Проект «Мавзолей для Ватнайёкюдля» (Mausoleum for Vatnajokull). Дэвид Эдриан О’Райли (Шотландия). Фотография: archiprix.org

Проект Pabellon Reciclaciudad
Pabellón Reciclaciudad (Павильон «Город — во вторичную переработку») это материализация исследования под названием «Экономика управления отходами в городе Талька». Наряду с другими исследованиями, посвященными переработке твердых отходов, наше исследование также выявило важность деятельности независимых участников процесса вторичной переработки. С одной стороны, им удается зарабатывать деньги, которые потом идут в поддержку их деятельности, с другой стороны, они экономят муниципальные средства, которые тратятся на вывоз отходов.

Чтобы наглядно продемонстрировать деятельность участников процесса вторичной переработки, было проведено исследование одного из материалов, представляющих первостепенный интерес: картона. В творческом процессе, в котором тесно переплетаются социальные аспекты, амбиции и идеализм, архитектуру бросает из одной крайности в другую, а архитекторы разрываются между смирением (принятием реалий сегодняшнего дня) и амбициями (стремлением построить идеальный город), внимание следует привлекать именно к тому, что другие пытаются скрыть. Мы своей архитектурой обнажаем конкретную социальную проблему, выставляя объем, созданный из вторичного картона. Этот объем, временно установленный в общественном пространстве для каждодневного использования, вызывает удивление и желание разобраться. Этот объект, появившийся в деградирующем районе, заставляет жителя этого района связать между собой нехватку объектов общественного благоустройства с признанием заслуг неформальных участников процесса вторичной переработки.

Объект состоит из двух частей, и обе построены из картона. Несущая конструкция сделана из ламинированных картонных туб, приобретенных нами в существующих пунктах приема вторсырья города Талька, с минимальным использованием стального крепежа. Крыша сложена из 2 тысяч листов гофрированного картона, которые, будучи скрепленными вместе, делают ее складчатой. На постройку ушло 159.84 кубических метров картона, собранного «Картонным сообществом» города Талька за одну неделю.
Проект Pabellon Reciclaciudad (Pabellon Reciclaciudad). Суcанна Сепульведа Хенераль (Чили). Фотография: archiprix.org
Проект Pabellon Reciclaciudad (Pabellon Reciclaciudad). Суcанна Сепульведа Хенераль (Чили). Фотография: archiprix.org
Проект Pabellon Reciclaciudad (Pabellon Reciclaciudad). Суcанна Сепульведа Хенераль (Чили). Фотография: archiprix.org
Проект Pabellon Reciclaciudad (Pabellon Reciclaciudad). Суcанна Сепульведа Хенераль (Чили). Фотография: archiprix.org
Проект Pabellon Reciclaciudad (Pabellon Reciclaciudad). Суcанна Сепульведа Хенераль (Чили). Фотография: archiprix.org
Проект Pabellon Reciclaciudad (Pabellon Reciclaciudad). Суcанна Сепульведа Хенераль (Чили). Фотография: archiprix.org

Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии
За проект подано 19 голосов
Данная работа посвящена исследованию потенциальных методов градостроительного вмешательства в исторически сложившуюся ткань центральных городских районов. Сегодня эти традиционные городские сооружения подвержены различным влияниям извне, переживают последствия ускоренного развития и испытывают высокое социально-экономическое давление. В отличие от программ обновления, игнорирующих существующее архитектурное и культурное наследие, в настоящем проекте предлагается ряд инновационных стратегий по регенерации традиционного общественного пространства: каталог градостроительных инструментов, способных устранить недостатки инфраструктуры (водопровода, канализации и пр.), сохранив традиционный уклад жизни путем улучшения качества общественного пространства.

Историки, архитекторы и градостроители считают Пóлы (жилые кластеры) Ахмедабада одним из лучших сохранившихся примеров градостроительного решения и жилищной архитектуры в индийской традиции. Это компактные городские поселения, прекрасно приспособленные для местного климата, где все еще мирно уживается прошлое и будущее. Анализ городской ткани показал, что для регенерации существующего пространства требуется весьма незначительное вмешательство.

В качестве показательных были взяты пять участков застройки, куда были внедрены сети связанных между собой элементов, способных улучшить и реорганизовать сценарии их функционирования. Эти артефакты были спроектированы под местные ресурсы, материалы и технологии с особым вниманием к сохранению и поддержанию социальной и экологической устойчивости. Общественная жизнь в Пóлах тесно связана с морфологией города, и поэтому в проекте делается попытка восстановления идентичности городского пространства как места для повседневной деятельности и социального взаимодействия.

Разработана гибкая и легко приспосабливаемая система для применения в других городских условиях подобного уровня сложности. Любое обновление городского центра должно должно опираться на местные природные, социальные и культурные ресурсы, устойчивые местные технологии, а также индивидуальные и коллективные ценности. Главной задачей исследования была попытка найти возможность для общества развивать необходимые навыки для строительства собственного будущего.
Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии (Urban Strategies to Regenerate Indian Public Space). Альмудена Кано Пинейро (Испания). Фотография: archiprix.org
Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии (Urban Strategies to Regenerate Indian Public Space). Альмудена Кано Пинейро (Испания). Фотография: archiprix.org
Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии (Urban Strategies to Regenerate Indian Public Space). Альмудена Кано Пинейро (Испания). Фотография: archiprix.org
Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии (Urban Strategies to Regenerate Indian Public Space). Альмудена Кано Пинейро (Испания). Фотография: archiprix.org
Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии (Urban Strategies to Regenerate Indian Public Space). Альмудена Кано Пинейро (Испания). Фотография: archiprix.org
Стратегии развития городов для восстановления общественного пространства в Индии (Urban Strategies to Regenerate Indian Public Space). Альмудена Кано Пинейро (Испания). Фотография: archiprix.org

***
В рамках Archiprix также предусмотрено «народное» голосование: участники конкурса могут проголосовать за понравившиеся работы. Все проекты лидеров голосования можно увидеть на сайте конкурса, мы же публикуем девять самых популярных, набравших от 15 до 20 голосов коллег-участников (напомним, всего участников было 286).

SED Фабрика воды

За проект подано 18 голосов
Есть перемены, к которым нужно постоянно приспосабливаться. Однако возможностей для переосмысления реальности никогда еще не было так много как сейчас, и никогда еще они не несли столь глобальные последствия. Круг замыкается у нас на глазах: перед нами разворачивается сценарий экологического, экономического и социального кризиса. Какая архитектура будет востребована в новых условиях? В таком положение единственный выход — действовать; просто отслеживать ситуацию уже не достаточно. Если кризис предоставляет возможность для перемен, из этого следует, что следующим этапом должна стать эволюция или инновация на пользу более устойчивой, гибкой, разнообразной и интегрируемой архитектуры.

SED это типологический этюд на междисциплинарную тему, объединяющую вопросы экологии, ландшафта, урбанизма и архитектуры. Это означает обновление энергетической инфраструктуры, а также формирование материально-технической и энергетической систем управления и их скрещивание с другими системами, подразумевающее переопределение общественной сферы. Опреснение морской воды одно из потенциальных решений проблемы нехватки питьевой воды. Опреснительные предприятия, фабрики воды, можно считать новой альтернативой. Эти предприятия должны быть разработаны с учетом возможных последствий для окружающей среды и политических последствий, а также гуманитарных проблем, связанных с поставкой пресной воды в регионы. Применение химических методов для получения пресной воды связано с огромными энергозатратами, повышающими и без того немалые производственные затраты, и проблемой солевых отходов, влияющих на прибрежную экосистему. Система SED изыскивает натуральные методы опреснения воды. Будучи энергетически автономной, это система по созданию морских платформ-городов, не скрывающих то, что очевидно, демонстрируя реальность, и таким образом, признавая ошибки прошлого, когда реальное положение вещей часто скрывалось от людей. Система SED является символом, продолжением горизонта; это новая архитектура, которая работает не только как фабрика воды, но и повышает осознанность людей и просвещает их через доступность своих функций, от производства до жилья.
SED Фабрика воды (SED). Juan Pablo Accotto, Mauro Ivan Barrio, Matias Damian Martin (Аргентина). Фотография: archiprix.org
SED Фабрика воды (SED). Juan Pablo Accotto, Mauro Ivan Barrio, Matias Damian Martin (Аргентина). Фотография: archiprix.org

Касабланка
За проект подано 18 голосов
Цель нашего проекта – тщательно исследовать сложности, возникающие сегодня в связи с городским строительством в Касабланке. Описание особенностей города мы решили начать с анализа факторов, оказывающих влияние на городское строительство по трем шкалам: на уровне Мегаполиса, на уровне Города и на уровне Среды обитания.

Архитектурное решение основано на практическом подходе к проектированию современного жилья в местах с высокой плотностью с перераспределением общественных связей и созданием новых жилищных условий. Как и большинство североафриканских городов, своим расширением мегаполис Касабланки во многом обязан промышленному производству, запущенному европейскими странами в своих протекторатах и колониях. Последовавший за этим приток населения в новые промышленные центры оказал огромное влияние на эти страны. Жилье для рабочего класса приходилось строить в самые кратчайшие сроки. Планировщики приходилось решать непростые задачи, чтобы строить новые города с чистого листа.

С наступлением эпохи классического модерна встала задача создания нового типа городского жителя, и планировщикам казалось, что возможности для этого существуют в Северной Африке. Марокко, и прежде всего Касабланка, стала «лабораторией современности». Городские агломерации как результат ускоренной урбанизации и есть предмет нашего исследования. Принцип «Переходное состояние как условие и стратегия» представляется нам основополагающим в формировании этих регионов, а также, очевидно, является и инструментом урбанизации. Цель исследования выяснить формальные и неформальные факторы, связанные как с историческими, так и современными процессами. Сделав это, мы попытаемся воспользоваться преимуществами именно тех процессов, которые формируют гештальт города. Плотность используется нами как инструмент и метод изучения разнообразных условий жизни и деятельности в городе, состояний его атмосферы, и описания их значения для городского ландшафта. «Географическое» наблюдение, своего рода психоанализ городской среды, поможет нам выявить пространственные структуры и процессы, происходящие внутри городской ткани, то есть определить географию плотности.
Касабланка (Casablanca - The Geography of Density). Evelyn Temmel, Bernhard Luthringshausen (Австрия). Фотография: archiprix.org
Касабланка (Casablanca - The Geography of Density). Evelyn Temmel, Bernhard Luthringshausen (Австрия). Фотография: archiprix.org

Часовня в деревне Нонсбах
За проект подано 15 голосов
Часовня была спроектирована и построена в деревне Нонсбах в 2008-2010 гг. Работе над архитектурным проектом предшествовал интенсивный период исследований и обсуждений. Заказчики принимали участие в каждом этапе процесса проектирования. Таким образом, законченное здание следует рассматривать не как индивидуальное достижение, а как сумму всех пожеланий, требований, протестов и предубеждений, которые возникали в процессе исследования. Постоянное участие будущих пользователей в проектировании гарантирует их будущее неравнодушное отношение к часовне, а также знание того, что необходимо для ее содержания и эксплуатации. Это пространство не для массового использования, это место для временного ухода от повседневности и уединенного размышления. Параллельно с совместной работой на проектом часовни с участием всех заинтересованных сторон, развивался другой, гипотетический проект, который мы назвали «аутичным», основанный на теоретическом допущении об отсутствии какого бы то ни было другого влияния на результат, кроме скудной фантазии самого проектировщика.
Часовня в деревне Нонсбах (Rural Chapel Nonsbach). Franz Koppelstätter (Австрия). Фотография: archiprix.org
Часовня в деревне Нонсбах (Rural Chapel Nonsbach). Franz Koppelstätter (Австрия). Фотография: archiprix.org

Открытие медлительности
За проект подано 15 голосов
Как определить, что считать зданием? То, что создано для обитания человека? Сооружение со стенами и полом? Но почему это сооружение должно всегда стоять на месте? Корабли, пожалуй, самые крупные объекты, когда либо сотворенные человеком. Взять, к примеру, авианосец. Это не просто корабль, а многофункциональный гибрид, связь между воздухом и водой. Ханс Холляйн в своей работе «Авианосец в пейзаже» показал пространственный потенциал этого судна.

Кроме этого типа морских судов, я бы хотел упомянуть еще об одном особенном судне — трансатлантическом лайнере «Нормандия», конструкторы которого решили создать в центре корабля огромное открытое пространство для проведения массовых мероприятий, концертов и спектаклей. Для этого они усовершенствовали планировку и конструкцию судна, создав более качественное пространственное решение. Одной из основных идей моего проекта, вдохновленной книгой Стэна Надольны «Открытие медлительности», стало создание сущности, ведущей собственный отсчет времени, в эпоху, когда все должно совершаться быстро и эффективно. Другой важной идеей стало создание новых устойчивых способов путешествия. Судно работает на водороде, который вырабатывают солнечные батареи на его поверхности. Во время стоянки, взаимодействую с городской средой, судно заряжается и производит водород. Для покрытия портовых сборов, зал для массовых мероприятий можно сдавать в аренду. Все эти факторы повлияли на процесс проектирования и привели к созданию новой типологии судна. Этот объект должен быть приспособлен для проведения различного рода мероприятий в самых разных уголках мира, в том числе и политических, таких как саммит «большой восьмерки». В совокупности, это проект не просто круизного лайнера, а многофункционального комплекса, независимого от географического положения. Он может работать совершенно автономно или взаимодействовать с городом, расширяя городское пространство.
Открытие медлительности (Discovery of slowness). Daniel Reist (Австрия). Фотография: archiprix.org
Открытие медлительности (Discovery of slowness). Daniel Reist (Австрия). Фотография: archiprix.org

Урбанистическая рециркуляция
За проект подано 20 голосов
Выбранное для проекта здание, зерновой элеватор, принадлежащий Зернохранилищной компании штата (CESA), находится в районе гавани города Порту-Алегри, столицы штата Риу-Гранди-ду-Сул на юге Бразилии. Здание было построено компанией CESA в 1954 году для хранения зерна. Оно выбрано авторами не только по причине заброшенности, но и за три присущие ему свойства: во-первых, это его коммерческое назначение, просторность и прочность конструкции; во-вторых, местоположение в центре, поблизости от точек доступа в город; и в-третьих, вид на город и озеро Гуаиба.

Анализ участка показал, что он является пробелом в общей ткани города и находится там, где въездная дорога в Порту-Алегри врезается в улично-дорожную сеть, отделяя этот участок от самого города. Участок проигрывает еще и потому, что находится между двумя активными частями портового района: с одной стороны, действующего порта Марсилиу Диаш, и с другой, порта Мауа, который, хотя в настоящее время и не действует по прямому назначению, является объектом будущей реконструкции. Учитывая тот факт что это здание, принадлежащее штату, не используется, а также дефицит площадей и отсутствие необходимой инфраструктуры в Библиотеке штата Риу-Гранди-ду-Сул, мы сочли возможным разработать проект, способный сохранить историческое значение и внутренний энергетический потенциал сооружения.

В результате появился проект библиотеки с парком, в котором библиотекой является вся замкнутая территория парка. Активные посетители, те кто приходит сюда в поисках знаний, получают уникальную возможность изучать вертикально расположенные стеллажи с книгами и одновременно поддерживать визуальный контакт с тем, что происходит на разных этажах. Пассивные посетители парка имеют возможность наслаждаться видом ландшафта, и проходя через здание продолжать взаимодействовать с открытым пространством. Концепция проекта основана на идее замены зерна книгами, когда резервуары для хранения зерна превращаются хранилище культуры. Одним словом, здание становится частью нового фасада Порту-Алегре и продолжает традицию культурного центра, организованного в бывшем газгольдере (Centro Cultural Usina do Gasômetro). Читальный зал библиотеки станет местом, где каждый сможет приобрести новые знания, а новая фактура внутри цилиндрических объемов — отражением нового назначения всего здания.
Урбанистическая рециркуляция (Urban recycling: library park as the regenerating element). Camila da Rocha Thiesen (Бразилия). Фотография: archiprix.org
Урбанистическая рециркуляция (Urban recycling: library park as the regenerating element). Camila da Rocha Thiesen (Бразилия). Фотография: archiprix.org

Творческая эволюция
За проект подано 19 голосов
«Наши поступки зависят от того, что мы из себя представляем; но нужно прибавить, что в известной мере мы представляем из себя то, что мы делаем, и что мы непрерывно себя создаем».
Анри Бергсон, «Творческая эволюция», 1907

С тех пор как были закрыты Королевские доки, район Сильвертаун в восточном Лондоне превратился из неотъемлемой части самого большого дока в мире в город-призрак, живущий одними воспоминаниями. Проект судоразделочного завода в Сильвертауне направлен не только на обеспечение местных жителей интересной квалифицированной работой, но и создание новой индивидуальной и коллективной идентичности для населения района посредством предоставления возможности для творческой игры с деталями кораблей — испытания, экспериментирования и реконструкции.

Проект может быть поделен на три стадии: демонтаж судов это сложный процесс, который происходит внутри «судоразделочной камеры» - специально сконструированной демонтажной линии. После деконструкции части судов утилизируются — сдаются на металлолом, распродается на блошиных рынках или оставляются для экспериментальной реконструкции. Местным жителям предлагается экспериментировать с преобразованием деталей судов в потенциальные архитектурные формы. Этот процесс происходит в «игровой камере», куда демонтированные детали поднимаются при помощи подъемного крана и подвешиваются на блоках. С помощью системы лебедок и блоков местные жители могут менять положение деталей, проводить испытания и экспериментировать с новыми самостоятельно созданными архитектурными формами. Правила конструирования определяются каталогом возможных гибридных деталей; но эти «правила игры» не полностью определяют результат творческого процесса. Полученные архитектурные формы распределяются на участке при помощи крана. По мере приобретения неквалифицированными местными жителями строительного опыта, архитектурные формы будут усовершенствоваться и обновляться, и таким образом Сильвертаун обретет собственное лицо. Уровень жизни местного общества будет повышаться в процессе реализации творческого потенциала жителей. Видео-презентация проекта >>.
Творческая эволюция (Creative Evolution). Jonathan Schofield (Англия). Фотография: archiprix.org
Творческая эволюция (Creative Evolution). Jonathan Schofield (Англия). Фотография: archiprix.org

Аэротопос
За проект подано 15 голосов
Это здание находится на территории, отведенной для штаб-квартиры Зимних Олимпийских Игр 2018 в Инсбруке. Оно не только удовлетворяет функциональным требованиям к такому типу зданий но и извлекает выгоду из прекрасного местоположения, чтобы донести до гостей и участников Олимпиады красоту местного пейзажа и специфику местного климата. Особенно зимой и весной погода в долине Инн определяется сильными ветрами, дующими во всех направлениях.

Нарратив, положенный в основу концепции проекта, это стихи местного поэта Йозефа Лейтгеба. Он ярко описал изменения погоды в этих краях, заставляющие горы и небо менять свой цвет в течении дня и ночи. Проект передает эту атмосферу и усиливает ее восприятие. Под натиском ветра здание оживает, придавая особый драматизм изменениям в окружающей среде: фасады закрывается и открывается, комнаты и полы приходят в движение, а мостики открывают новые новые пути. Круглые башни ресторанов поворачиваются по ветру, давая возможность посетителям наблюдать за «небесным спектаклем» быстро движущихся облаков и сменяющих друг друга красок. Осознание того, что всеми этими механизмами управляют не люди, вызывает напряжение и восторг. Таким образом, здание взаимодействует с окружающей средой. Люди остаются всего лишь зрителями, которые не в силах помешать спектаклю.
Аэротопос (Aerotopos). Julian Busch (Германия). Фотография: archiprix.org
Аэротопос (Aerotopos). Julian Busch (Германия). Фотография: archiprix.org

Эко-деревня в Вроцлаве
За проект подано 15 голосов
Экотопия, понятие, внедренное в массовую культуру Эрнстом Калленбахом в 70-е годы, определило современное массовое видение не слишком удаленного будущего, в котором прекрасно сосуществуют человек, высокие технологии и природа. Однако, в начале 21-го века, вместо зеленых аркологий, мы имеем настолько запущенную среду обитания, что человечеству впору задуматься о глобальной климатической катастрофе. Сегодня, когда само выживание человечества под угрозой, переосмысление понятия экотопии должно стать главной задачей архитекторов.

Настоящий проект пытается дать ответ на вопрос, как могло бы выглядеть и функционировать небольшое экосообщество на периферии города средних размеров. Главной задачей было создание оптимальной среды обитания для этого сообщества, где архитектура и определенный образ жизни могли бы совместными усилиями обеспечить аскетичное, но удовлетворительное, и экологически безопасное существование. В поисках ответа на вопрос «как дальше жить?» и вытекающий из него вопрос «какие архитектурные и градостроительные решения следует использовать?» я обращаюсь не только к опыту современных эко-архитекторов, но и к трудам философов, основателей эко-ло-тека: Жака Эллюля, Ивана Иллича, Мюррея Букчина и, прежде всего, Генри Дэвида Торо. В конечном счете, мне представляется, что единственный тип архитектуры, способный поддерживать по-настоящему экологически безопасный и природно-восстановительный образ жизни, это «дружелюбная» низкотехнологичная архитектура (ло-тек архитектура), создаваемая теми, кто ее использует, при помощи местных материалов, местными силами и местными методами, и обладающая максимально возможной энергоэффективностью и автономностью. Возможно, это экотопия будущего, когда люди перестанут гнаться за деньгами, а вместо этого наложат ограничения на экономический рост и, посредством по-настоящему энергоэффективной архитектуры, не наносящей вред природе и уважающей труд строителя, приостановят темп своей жизни, чтобы сделать ее более осмысленной, свободной и наполненной?
Эко-деревня в Вроцлаве (Eco-Village Wroclaw). Marcel Matusz (Польша). Фотография: archiprix.org
Эко-деревня в Вроцлаве (Eco-Village Wroclaw). Marcel Matusz (Польша). Фотография: archiprix.org

Пороховой холм: Континуум старения ландшафт
За проект подано 17 голосов
В основе данной научной диссертации лежит процесс унификации, личная попытка познать хрупкие взаимоотношения между архитектурой и временем. В центре проекта тема потенциальной возможности архитектуры приспосабливаться к окружающей среде через процесс старения и реакцию на воздействие атмосферных условий. Автор обращается к современной мемориальной архитектуре, подвергая критике косность понимания идеи сохранения наследия при помощи музейной типологии. Существующие типы мемориальных зданий часто превращаются в статичные монументы, актуальность которых для современного общества представляется сомнительной. Настоящий архитектурный ответ на проблему, таким образом, рассматривает возможность совершать акт поминовения в процессе повседневного использования.

Участок представляет собой изолированный исторический военный объект в Претории под названием Пороховой холм (или Магазинхевел). В период с 1890 по 1960 гг. холм использовался для производства и хранения боеприпасов. Это было первое место в Южной Африке, где производство снарядов было поставлено на индустриальные рельсы, на 45% обеспечивавшее боеприпасами Силы Союзников во время Второй Мировой войны (см.: DENEL, 2011). Эта окутанная мифами, опустевшая территория включает два склада боеприпасов, пять бомбоубежищ и фабрики, и все эти сооружения ассоциируются с «эпохой нестабильности» в ЮАР. В 1945 г. неожиданный взрыв в Центральном складе изуродовал лицо Порохового холма и привел к преждевременному закрытию объекта, после чего время здесь как будто остановилось и архитектура оставалась заброшенной. Между тем, участок обладает внутренним напряжением, скрытом в загадочных и невысказанных историях. По мнению автора, изолированность участка отчасти формирует негативную мысленную конструкцию, связанную с его историей — желание забыть о трагических событиях прошлого, как будто это место само не желает быть обнаруженным, оставаясь в плену у своего несчастья.

Предлагаемая программа подразумевает объединение противоположностей, присущих как Пороховому холму, так и Южной Африке в целом. Предлагается строительство медеперерабатывающего завода для вторичной переработки гильз, использованных Южно-Африканскими национальными силами обороны (SANDF), и привлечение на Пороховой холм художников, работающих с медью, для создания общественного интерфейса. Там, где когда-то производилось оружие, теперь оно будет уничтожаться. Эта программа призвана стать связующим звеном между гражданскими и военными кругами общества, выявляя различные слои прошлого путем восстановления взаимосвязи между архитектурой и временем.
Пороховой холм: Континуум старения ландшафт (Magazine Hill: A weathered continuum). Cliff Gouws (ЮАР). Фотография: archiprix.org
Пороховой холм: Континуум старения ландшафт (Magazine Hill: A weathered continuum). Cliff Gouws (ЮАР). Фотография: archiprix.org

***

В этом году в Archiprix участвовало четыре российских проекта: по одному из МАрхИ, Казани, Вологды и Ярославля. Они не заняли призовых мест и не стали лидерами внутреннего рейтинга, но мы публикуем и их, все-таки эти дипломные проекты победили во внутренних конкурсах своих вузов.

Биотехногенный модуль обитания XXI века
Проект направлен на решение проблем: кризиса устойчивого развития, глубокого конфликта человека и Природы, предела антропогенного воздействия на биосферу. Проект основан на идеях экологического гуманизма и коэволюции, размещения метаболистических архитектурно-градостроительных структур в пространстве, растворения искусственной среды обитания в природе без остатка.

Биотехногенный модуль обитания – автономный, многофункциональный и эстетически разнообразный,интеллектуально растущий и развивающийся биоробот. Его основой является система организации живой материи – биомассы – синтеза природы и техногенности, выражающее единство формы и содержания. Биотехногенный модуль обитания представляет собой иные принципы организации пространства, архитектурную тектонику и новую парадигму на основе гармоничного перенесения принципов живой природы в архитектурное формообразование (биоконструктор). Архитектурные формы модуля из программируемой биомассы на основе фрактального подхода и NBIC-технологий. Модульные образования формируют устойчивые системы объединений – кластер, микрополис и макрополис. Этот принцип позволяет изменить и устроить архитектурную среду в любом точке Земли. Связующим звеном является энергоинформационная сеть - разумная NBIC-субстанция, обеспечивающая жизнеспособность и глобальный контроль модулей и связей между ними во всех пространственных средах (воздух, вода, земля) и всех видов коммуникаций.

Новая система обитания позволяет выстроить новую систему взаимоотношений с природой, восстановить экосистему, не нарушая ареалов дикой природы. Зарождение, жизненный цикл и самоутилизация модуля по времени истечения срока пользования происходят безвредно для окружающей среды. В основу модуля обитания заложена концепция ресурсосбережения: полная автономность за счет солнечной энергии, энергии воды и ветра, рециркуляция отходов, интеграция в любую среду благодаря мимикрии и имитации.

Управление архитектурой: интерактивное, кинестетическое, аудиовизуальное, мысленное. Коадаптация биологического и технократического подходов гарантирует комплексный подход к решению поставленных задач и позволяет на высокотехнологичном уровне организовать и воссоздать живые природные системы в качестве архитектурного пространства.
Биотехногенный модуль обитания XXI века (Biotechnological inhabited module of the XXI century). Алина Нигматулина, Елена Денисенко (Россия, Казань). Фотография: archiprix.org
Биотехногенный модуль обитания XXI века (Biotechnological inhabited module of the XXI century). Алина Нигматулина, Елена Денисенко (Россия, Казань). Фотография: archiprix.org

Родина²
Производственный ландшафт: Концепция жилой среды устойчивого развития Москвы.

В рамках расширения Москвы и дальнейшего роста городской агломерации, существует явная потребность в создании иной структуры расселения в пространстве Московской области. Предлагаемая жилая среда, есть ничто иное как гибридная система социального взаимодействия, включающая в себя ингредиенты городской и сельской жизни, инфраструктуру и близость к природе. В качестве базы для полицентричной структуры расселения в границах городской агломерации мы предлагаем внедрить платформу «производственного ландшафта».

На протяжении последних десятилетий, развитие Москвы и Московской области форсировалось за счет стихийного развития рынка коммерческой недвижимости. Из-за специфики рынка и законов регулирующих застройку, любая территория в черте города и за ее пределами, в основном используется под строительство монофункциональных жилых массивов.

В результате большая часть территорий Москвы и Московской области формируется как гомогенная жилая среда. Сегодня на территории формирующейся Московской агломерации природный ландшафт, а также участки с богатым производственным прошлым активно трансформируются в однообразную жилую среду с минимальной функциональной программой. Существующая идеологическо-пространственная модель расселения не способна сохранять ценный природный ландшафт Московской области. Дальнейшее разрушение природного ландшафта и разрастание городских агломераций негативно влияет на качество уровня жизни.

Основой для дипломного проекта является всестороннее исследование развития Московской агломерации с ее последующим графическим выявлением, а также анализ градостроительной ситуации, исторического значения территории, географические, природно-климатические, планировочные и функциональные особенности местности и соседних участков.

Дипломный проект структурируется на две части: анализ и проектное предложение. Комплексное исследование проводилось всеми студентами группы, вместе с этим результатом совместной деятельности стал генеральный план и создание разнообразной функциональной программы.

Общий генеральный план подразделен на три основные идеологические части, объединяемые замкнутой производственной цепью: энергоэффективность, биоремедиация, биоразнообразие.

Наилучшим образом в качестве экспереминтального полигона подходят новоприсоединенные к Москве территории в юго-западном направлении. Участок под застройку располагается в 58км от Москвы по Калужскому шоссе (А101) между Московским малым кольцом (ММК) и Большим кольцом Московской железной дороги (БК МЖД).

Участок под застройку, в прошлом картофельное поле, находится рядом с небольшой рекой, впадающей в крупный пруд. С западной и южной стороны участок опоясывается асфальтированной дорогой.

Ближайшие деревни Безобразово и усадьбы Вороново (на южной стороне), поселок Рыжово (на северном берегу пруда) составляют ближайшее окружение участка наряду с дачными поселками или недавно возведенными коттеджными поселками, хаотично расположенных вблизи Калужского шоссе.

Этот проект представляется частью общей разномасштабной системы проектных решений для развивающейся агломерации Москвы. Предполагается, что градостроительные решения будут разбиваться на три основных масштаба: маленький, средний и крупный, образуя тем самым полицентричную систему расселения в Московской области.

В качестве катализатора качественных изменений жилой среды предлагается богатая функциональная программа, способная привлечь не только новых жильцов, но и местных жителей. Разнообразные факторы и компоненты закладываются в основу линейной системы расселения: общество, экономика, управление, окружающая среда, энергоэффективность, сохранение, производство, сельское хозяйство.

Размер предлагаемого архипелага – средний, его площадь не превышает 100Га при плотности 90 человек на 1Га. Рассчитывается что размещаемая социальная инфраструктура ограничивает радиус доступности в 700м, а также удерживает количество населения на максимальном показателе – 5100 человек. Основное объемно-пространственное решение подразумевает создание четырех активных зон: Двор, Рама, Контекст, Окрестности.

Производственная цепь формируется по принципу самодостаточности и безотходности производства. В тоже время замкнутая цепь производства опоясывает внутренний двор и предотвращает возможный рост архипелага внутрь рамы, сохраняя место для социальной инфраструктуры. Производственная цепочка предназначена для обеспечения непрерывной цепочки производства нематериальных благ и переработки побочных продуктов. Она состоит из трех основных направлений:

1. Энергоэффективность (Комплекс научно-исследовательских лабораторий и станций по разработке технологий получения (потребления) возобновляемой энергии.)

2. Биоремедиация (Комплекс научно-исследовательских лабораторий и станций в области очистки воды, грунтов и переработки отходов.)

3. Биоразнообразие (Научно-экспериментальные лаборатории по разработке инновационных технологий, применимых в сельском хозяйстве, и восстановлении биоразнообразия.)

Предлагаемый «производственный ландшафт» является основой для образования гетерогенной жилой среды, для людей проживающих за пределами фактической границы города, но в рамках влияния городской агломерации.

Расположенный в Московской области среди небольших деревень, дачных поселков и ранее возведенной инфраструктуры, проект ускоряет развитие местных районов и способствует развитию гибридной схемы социального взаимодействия. Прототипические территории на всей территории Московской области становятся потенциальными участками для размещения архипелага.
Родина² (Motherland²). Inna Tsoraeva, Maria Kataryan, Pavel Rueda (Россия, Москва). Фотография: archiprix.org
Родина² (Motherland²). Inna Tsoraeva, Maria Kataryan, Pavel Rueda (Россия, Москва). Фотография: archiprix.org

Отсутствующая структура
Авторы предлагают стратегию самодостаточного развития территорий в условиях экстремальной городской среды: ныне загрязненных, разрушающихся, антиобщественных - например, железнодорожных путей и прилегающих к ним промзон. Стратегия подразумевает включение ранее отчужденных территорий в ткань города, создание связей с соседними районами, обеспечение экологической и физической безопасности. Сочетание жилья разных типов - от более крупных, устаревших комплексов до односемейных домов. Организация общественных, полуобщественных, частных и получастных пространств.
Отсутствие структуры (The Absent Structure). Игорь Никуличев, Денис Кузнецов (Россия, Вологда). Фотография: archiprix.org
Отсутствие структуры (The Absent Structure). Игорь Никуличев, Денис Кузнецов (Россия, Вологда). Фотография: archiprix.org

Регенерация района «Коровники» в Ярославле
В районе «Коровники» в Ярославле, на берегу Волги расположены исторический комплекс тюрьмы, мукомольный завод, церковь Св. Иоанна Златоуста. Мы предлагаем превратить этот район в привлекательную рекреационную зону с богатой историей, так как в городе ощущается нехватка таких пространств. Существующие здания тюрьмы и завода можно приспособить под офисы, жилье, культурные учреждения.
Регенерация района «Коровники» в Ярославле (Regeneration of the district «Korovniki» in Yaroslavl). Алена Пряничникова, Диана Гундяк, Екатерина Капатун (Россия, Ярославль). Фотография: archiprix.org
Регенерация района «Коровники» в Ярославле (Regeneration of the district «Korovniki» in Yaroslavl). Алена Пряничникова, Диана Гундяк, Екатерина Капатун (Россия, Ярославль). Фотография: archiprix.org