Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.04.2013

Форпосты городского уюта

Анна Мартовицкая
Объект:
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной
Адрес:
Россия, Москва. Бережковская наб., 20
Архитектор:
Андрей Асадов
Александр Асадов
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV
Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, Т.Коновалова, К.Шепета, А.Гераскина

Участвуя в конкурсе на концепцию развития бывшей промзоны на Бережковской набережной, «Архитектурное бюро Асадова» придумало, как сделать эту территорию неотъемлемой частью города.

«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
О конкурсе, предметом которого стала промзона площадью 26 га в столичном районе Дорогомилово, Архи.ру уже писал. Она протянулась от Киевского вокзала до Третьего транспортного кольца, занимая все пространство между железной дорогой и Бережковской набережной. Сегодня это хаотично и непрезентабельно застроенная территория, на которой расположены всевозможные производства и предприятия сферы логистики, но собственник участка – компания LIRAL – намерен в ближайшие годы кардинально изменить ее судьбу. Комплексное обновление участка и стало темой закрытого состязания, в рамках которого «Архитектурное бюро Асадова», разработало концепцию под названием «Бережки – город для жизни». 
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова

Для того, чтобы превратить промзону в благоустроенный жилой кластер, архитекторам пришлось решить немало проблем. Главные из них – транспортная доступность (или, что точнее, недоступность) и огромное количество обременений, которыми участок обязан своим ближайшим соседям. Санитарно-защитные зоны железной дороги, ТТК, расположенной между промзоной и вокзалом ТЭЦ-12, а также склада дизельного топлива «отъедают» почти половину полезной площади. Но сдать бесценные земли без боя архитекторы, конечно, не могли: и экономическая целесообразность проекта в этом случае была бы сведена к нулю, и гипотетический жилой квартал оказался бы в кольце отчуждения. Наоборот, в своем проекте бюро Асадова постаралось задействовать весь потенциал территории, разработав поэтапную стратегию превращения существующих ограничений в преимущества для будущей среды обитания.
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова

Прежде всего, авторы переосмыслили близкое соседство с железнодорожным полотном. Справедливости ради, тут команда Асадовых ничего принципиально нового для себя не изобрела – наоборот, архитекторы с удовольствием вернулись к одному из своих любимых замыслов, который они уже не раз «примеряли» на Москву. Речь о создании т.н. обитаемых платформ над железнодорожными путями, которые позволят минимизировать шум от проходящих поездов и эффективно использовать площадь самого полотна и санзоны вокруг него. Интересно, что в данном проекте «Архитектурное бюро Асадова» предложило перекрыть не только тот отрезок путей, который проходит по северной границе участка, но и железную дорогу между реабилитируемой промзоной и Киевским вокзалом. Всего, по подсчетам авторов, на высвобожденной таким образом территории с могут разместиться деловые, выставочные и др. функции площадью до 1 млн. кв.м.
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова

Конечно, это решение на очень долгосрочную перспективу, но с архитекторами трудно не согласиться: только такого рода «мост» способен принципиально изменить островное положение промзоны, которая сегодня фактически отрезана от города. Кроме гигантского (и, конечно, очень дорогостоящего) «футляра» для железной дороги архитекторы предлагают построить несколько мостов – один автомобильный, который свяжет «Бережки» прямую с районом Москва-сити, и три пешеходных, которые, в свою очередь, сделают новый район доступным для горожан практически с любой стороны: от метро, с противоположного берега Москва-реки и с Мосфильмовской улицы и из парка поймы реки Сетунь.
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова

Третье транспортное кольцо, конечно, так не зачехлишь, поэтому для борьбы с его шумным соседством авторы концепции искали архитектурные средства. Вдоль всей границы участка, обращенной к ТТК, вырастает линейный супер-дом, как его называют сами Асадовы, выполняющий функцию шумозащитного экрана и одновременно роль визитной карточки нового района. Его этажность постепенно понижается по мере приближения к набережной, а плавный изгиб, вторящий трассировке дороги, архитекторы усиливают с помощью крупных ячеек оконных проемов, придающих фасаду сложный многомерный рисунок.
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова

Необходимость защиты от прилегающей ТЭЦ, в свою очередь, породила развитый культурно-общественный центр в восточной части участка, призванный стать точкой притяжения городского масштаба. Он получил форму подковы, развернутой в сторону нового района и тем самым формирующей комфортное пространство. В конкурсном проекте Асадовы предлагают перекрыть его легкой тентовой конструкцией, показывая на визуализациях изящную полупрозрачную сферу, подвешенную на уровне кровли общественного центра на тонкие стальные тросы. Ассоциация с берлинским Сони центром приходит в голову сразу же, впрочем, авторы и не скрывают, что этот объект послужил одним из прототипов, – в конкурсе предварительных концепций развития участка, когда речь о конкретном архитектурно-планировочном решении не идет, это вполне уместно. Включить в состав общественного комплекса они предлагают выставочный центр, концертный зал, медиатека, а также Центр альтернативной энергетики, где будут исследоваться и внедряться новые технологии энергообеспечения – преемники ТЭЦ.
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова

Озелененные и застроенные платформы над железной дорогой, дом-стена и буфер в виде общественного центра – вот «форпосты», с помощью которых архитекторы заставляют существующие санзоны если не расступиться, то хотя бы немного ослабить свою «хватку». «Выставив их со всех неблагоприятных сторон, мы получили уникальное по комфортности внутреннее пространство, где разместили основные жилые и общественные площади», – комментирует замысел архитектор Андрей Асадов. И если в аналоге Сони центра общественные пространства возникали, в основном, на первых этажах возводимых центров или на почти закрытой от сторонних воздействий площади, то здесь авторы дают себе волю в проектировании благоустроенных рекреационных зон, делающих новый район по-настоящему комфортным и привлекательным. Жилая застройка делится на две линии кварталов, между которыми расположена прогулочная зона с искусственным озером треугольной формы. Жилье первой линии, выходящее на Москву-реку, получит все преимущества «дома на набережной», в то время как достойные виды внутренним кварталам обеспечит именно этот водоем с благоустроенными набережными, решенными в нескольких уровнях. На стилобатах приподняты и все дворовые пространства – по замыслу авторов проекта, это позволит не только разместить необходимое количество машиномест, заглубляясь всего на один подземный уровень, но и четко разделить приватные и общественные пространства.
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова
«Бережки – город для жизни». Конкурсный проект развития территории на Бережковской набережной © Архитектурное бюро Асадова