Итоги Архбиеннале и открытие ещё одной театральной сцены в Петербурге, новый механизм защиты памятников архитектуры и выставка книги Ле Корбюзье в Москве.
В понедельник в Санкт-Петербурге завершилась архитектурная биеннале. Подводя её итоги, «Эксперт» заключил, что современная петербургская архитектура едва ли может похвастаться свежими и интересными идеями. По мнению издания, архитекторы явно взяли курс на традиционализм, а их внимание к культовым сооружениям заметно возросло, что является своеобразным откликом на общественный запрос, с одной стороны, и политику Смольного – с другой.
Тем временем, «Карповка» подвела итоги ею же организованного конкурса на лучшие и худшие проекты, реализованные в 2012 году в историческом центре Петербурга. В голосовании приняло участие около полутысячи человек. Издание опубликовало комментарии авторов проектов-победителей, а также мнение архитектурного критика Алексея Хваля, с грустью констатировавшего, что «у городских новостроек последних двух десятков лет – впервые, наверное, за историю города – нет лица. <...> в архитектуре стало очень заметно, что художнику, боровшемуся в последние годы за свободу самовыражения, оказалось нечего сказать».
Подобное высказывание, вероятно, может быть справедливо и по отношению к недавно открывшейся второй сцене Мариинского театра. К слову, портал Art1 опубликовал впечатления петербургского дизайнера Анатолия Снопа о внутреннем убранстве Мариинки-2, которое, по его мнению, ещё хуже, чем вид здания снаружи: «Все разрознено и не связано ни по архитектуре, ни по пространствам. Эта самопальщина попахивает советским «Домом быта».
Также на неделе петербургская пресса немало внимания уделила открытию новой сцены Александринского театра. «Невское время» сравнило постройку с Мариинкой-2, что оказалось явно не в пользу последней. Основные эпитеты, встречавшиеся в СМИ касательно Александринки: тихо, быстро, высокотехнологично и дёшево. Сцену возвели за 3 года, при этом сохранив историческое здание декорационных мастерских, а также сэкономив и вернув в бюджет 18 млн рублей. Последнее, кстати, стало возможным благодаря так называемым «безоткатным технологиям», – передали «Санкт-Петербургские Ведомости».
А в Москве по горячим следам конкурса на проект Музейно-просветительского центра Политеха Сергей Чобан в интервью Colta.ru рассказал, почему не задаётся вопросом об уместности здания центра на Воробьёвых горах и что России уже давно пора переходить от разговоров к реализации проектов, побеждающих на конкурсах. Также он поделился мнением насчёт того, почему в России не любят современную архитектуру, и можно ли с этим что-то сделать.
Тем временем, в нашей стране критикуют не только архитектуру, но и градостроительные инициативы властей. 11 апреля в шести московских районах состоялись общественные слушания по проекту реконструкции Ленинского проспекта. Как передали «Вести», дебаты получились жаркими, причём во многом из-за того, что точный проект реконструкции так до сих пор и не представлен общественности.
«Афиша», между тем, напомнила, что реконструкция Ленинского проспекта не единственная масштабная инициатива властей в стремлении повлиять на транспортную ситуацию в городе: реконструкция Можайского шоссе, по мнению издания, может принести городу гораздо больше проблем.
А «Новосибирские новости» сообщили, что на заседании архитектурно-градостроительного совета города происходило обсуждение концепции развития аллеи в центре Новосибирска. Проект обустройства аллеи как общественного пространства для горожан был поддержан не всеми: критики предложили создать на её месте дополнительную полосу для движения автомобилей. Эксперты восприняли идею скептически, приведя пример Садового кольца в Москве, где вырублены все зелёные насаждения, а пробок меньше не стало.
На неделе несколько интересных новостей касались темы сохранения наследия. «Коммерсантъ» сообщил, что правительство Москвы утвердило односторонний порядок оформления охранных обязательств: постановка памятников на учёт теперь будет происходить принудительно, без подачи владельцем соответствующей заявки.
В продолжение вновь вспыхнувших на прошлой неделе дискуссий вокруг охранных зон усадьбы «Архангельское» «Известия» побеседовали с директором музея. Андрей Бусыгин поделился планами по возрождению усадьбы и рассказал, что охранные зоны ориентировочно будут приняты через 1,5 месяца.
И в заключение несколько слов о московской выставке, открывшейся в Еврейском музее и центре толерантности. Экспозиция посвящена книге Ле Корбюзье «Поэма прямого угла», написанной в 1955 году в жанре livre d'artiste. Книга была проиллюстрирована архитектором 127 литографиями, и выпущена лимитированным тиражом всего в 270 экземпляров. Репортаж с выставки – в материалах «Известий» и РБК daily.
|