Норман Фостер отмечает сорокалетие со дня основания своей мастерской «Foster + Partners».
Норман Фостер в построенном им небоскребе концерна Hurst в Нью-Йорке
Сейчас в фирме работает более 1000 человек, занимающихся проектами в более чем 25 странах. За прошедшие десятилетия этих проектов было невероятно много, и многие из них были удостоены разнообразных наград – всего 463-х, а сам Фостер получил титул пожизненного пэра, Золотую медаль RIBA и Притцкеровскую премию, не считая других знаков отличия. В конце 1967 года распалось бюро «Team 4», в котором сотрудничали Норман Фостер и Ричард Роджерс вместе со своими тогдашними супругами, и оба выдающихся архитектора начали работать самостоятельно, чтобы встретиться уже в 1990-х годах в Палате Лордов британского Парламента. В 72 года Фостер не планирует уходить на пенсию. После недавней реструктурализации своей мастерской архитектор, по его словам, получил гораздо больше времени для занятий непосредственно проектированием, он теперь «более свободен с творческой точки зрения». А насыщенный ритм жизни с постоянными авиаперелетами из одной страны в другую только придает ему бодрости. Его ровесники вспоминают, что до его прихода на британскую архитектурную сцену там существовало четкое разделение на «коммерческих архитекторов», которые много, но не слишком интересно строили, и «архитекторов», больше интересовавшихся архитектурой с большой буквы. Фостеру удалось соединить обе стороны профессии: успешность «предпринимателя», реализующего свои проекты, и новатора в сфере формообразования и технологии. Существует версия, что он получил заказ на проект своего знаменитого здания «Hongkong & Shanghai Bank» в Гонконге, убедив девелоперов, что у них просто нет времени на собеседование с каким-либо другим архитектором, если они хотят получить готовый проект к назначенному ими сроку. К сорокалетию своей фирмы Фостер опубликовал два книги, посвященные творчеству мастерской – «Фостер. 40 тем» и «Фостер. 40 проектов». В них сделана попытка определить его вклад в современную архитектуру, обрисовать основные мотивы его работ. В их число вошли застекленные внутренние дворы, зимние сады в высотных зданиях, кривые линии, диагональная решетка, прозрачность, и, главное – ресурсосбережение. Именно принципы «зеленой» архитектуры объединяют абсолютно все его проекты – от музеев до железнодорожных вокзалов, от новых городов до зданий средних школ. Вслед за этим идет использование новейших строительных технологий, постоянное экспериментирование с материалами и конструкциями. Но жизнеспособность построек Фостера обеспечивает жесткая логика и рационализм каждого проекта. Именно в этом заключается причина кажущейся простоты его революционных со многих точек зрения построек. И даже если среди огромного количества проектов, выходящих каждый год из его мастерской, действительно выдающихся построек не так много, то даже те погонные метры офисов, составляющие большинство, несомненно, много лучше, чем стандартная «коммерческая», или «корпоративная» архитектура. Среди последних из представленных Фостером работ преобладают восточные направления. Новый комплекс «Абу-Даби Плаза», состоящий из магазинов, кинотеатров, гостиниц и зимних садов в сочетании с высотными жилыми домами и офисными зданиями, появится в новой столице Казахстана Астане. Павильон ОАЭ для Международной выставки 2010 года в Шанхае, восьмигранный объем в изящной резной оболочке, станет одним из самых больших на ЭКСПО при высоте в 20 м и площадью выставочных пространств в 6000 кв. м. Несколько дней назад Норман Фостер показал публике свой очередной проект для Москвы – это проект реконструкции комплекса Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, который должен превратить музей в новый квартал культурных учреждений в центре города.Абу-Даби Плаза – многофункциональный комплекс. Проект, 2007. Реализация, 2016
Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010
Реконструкция комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина
|