Ключевой памятник брутализма, Барбикан (1960е-70е годы) - крупное послевоенное дополнение к ландшафту Лондонского Сити.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан ― самое большое сооружение модернизма в Лондоне. Это массив, состоящий из многих корпусов, но выглядящий как одно цельное здание. В нём 13 домов-пластин и три 42-этажных башни, а также культурный центр, музыкальная школа, школа для девочек и огромная оранжерея. На высоте двух-трех этажей все эти постройки связаны платформами, пандусами, мостами. Внизу, в подиуме ― парковки, служебные помещения, в одном месте – даже отрезок улицы, спрятанный в тоннель. На террасах ― сады с пальмами, пруд, искусственный водопад. На главной площади ― старая церковь и заботливо расчищенные остатки древнеримской стены.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан построили Chamberlin, Powell & Bon, одни из лучших лондонских архитекторов первого послевоенного поколения. Хорошо известны их сооружения 1950-х годов, например, район Голден-Лейн недалеко от Барбикана.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан находится в центре Лондона, в Сити, в десяти минутах ходьбы от собора Святого Павла. В старину здесь был район города под названием Криппл-гейт: здесь располагались ворота с таким названием. Крепостная стена на этом отрезке древнее, чем в других частях города: сначала тут стоял римский лагерь, а когда Лондон обносили стенами, его укрепления включили в их состав.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Удивительно, что древние стены хорошо сохранилась именно здесь: ведь эта зона очень пострадала от бомбежек Второй Мировой войны, и в 1951 там жили только 48 человек. В 1957 лондонская мэрия решила полностью расчистить эту территорию и выстроить район заново.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Весь Барбикан принадлежит городской администрации, City of London Corporaton. Школа для девочек, музыкальная школа и Музей Лондона, находящийся рядом ― также учреждения лондонского правительства. Новое название района отсылает к его древней истории: barbican по-английски ― это крепостная башня с воротами.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Жилые дома и платформы построены в 1965–1976, школа музыки и драмы ― в 1977, культурный центр завершили в 1982. Комплекс считается образцом английского брутализма. И действительно, это архитектура шершавых бетонных поверхностей и обнажённых массивных конструкций. У галерей и платформ вместо ограждений ― загнутые кверху мясистые края.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Вообще же, главное, что делает Барбикан памятником своей эпохи ― бесчисленные эспланады и переходы. Микрорайон «классического» модернизма ― это отдельные дома, стоящие на зелёном лугу. А здесь многоярусная сеть переходов так оплетает дома, что массив становится цельным организмом, который, как любой организм, способен расти. С платформ Барбикана в разные стороны перекинуты мосты ― на плоские крыши соседних построек, построенных иногда позже, а иногда и раньше, чем он сам, к соседнему Музею Лондона, к строящимся сейчас офисным башням. Пешеходные и автомобильные коммуникации, разнесенные в разные слои пространства, трактовка района и города как организма ― это все градостроительные идеи 1960-х годов. Здесь они воплощены с редкой наглядностью.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
По Барбикану, как по всякому лабиринту, интересно бродить. Это похоже на путешествие, полное неожиданных приключений: то под ногами открываются провалы с башнями римского времени, недоступными посторонним частными садами, ярусами хозяйственных помещений, то выплывают из-за поворота стометровые треугольные башни, поворачиваясь к тебе то одним, то другим острым углом. Узкие переходы то идут прямо, то изгибаются, то ныряют в темное разверстое брюхо здания. Гуляя по району, я часто встречал таких же, как я, людей с разинутыми ртами и большими фотоаппаратами.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Бетонное тело района пористо, как хлеб. Жилые этажи домов-пластин приподняты на столбах над пешеходными платформами, как бы поставлены на поддоны. Дома примыкают друг к другу не вплотную, и через зазоры перекинуты мосты на каждом этаже. Из-под плит выступают опорные балки, и из некоторых точек, встав вровень с перекрытием, можно заглянуть далеко в глубину между ними. Здание музыкальной школы все будто разъято на части: отдельно ― бетонный каркас, отдельно ― вставленные в него кубы помещений. Даже парапеты платформ, сходясь под прямым углом, не смыкаются ― между ними остается узкая щель.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Отдельное удовольствие ― разглядывать детали. Особый рисунок фасада разработан для стилобатных частей. Двери в разных частях комплекса разные, но в них используется один мотив: длинное вертикальное окно, закруглённое сверху и снизу, или металлическая накладка той же формы.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Культурный центр Барбикана, центр всего комплекса, выходит южным фасадом на главную площадь с прудом, церковью и остатками крепостной стены. С другой его стороны ― пустынная полукруглая площадь (она же ― крыша нижних этажей культурного центра). Это важная лондонская культурная площадка: там с начала 1980-х годов часто проходят очень хорошие выставки, есть библиотека. Вестибюль и столовая кишат творческой молодежью.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
В культурном центре хорошо сохранились интерьеры: разноцветная подсветка кессонов, оригинальные двери и, кажется, иногда даже первоначальная мебель. Столовая и ресторан, расположенные друг над другом на разных этажах, обставлены мебелью 1960-х годов. В столовой я осмотрел несколько стульев голландской фирмы Ahrend – дизайнера Фрисо Крамера. На них клейма с одинаковой датой ― 1969 год. А само здание построено в 1982. Загадка.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
В нашей стране модернизм традиционно не любят. Мне кажется, лучший способ развеять эту застарелую неприязнь ― повести человека в Барбикан. Этой архитектурой невозможно не восхититься. Надеюсь, мои фотографии немного передают впечатление, которое она производит при первом посещении.
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
Барбикан. Фото © Артём Дежурко
|