|  
            25 октября на «Винзаводе» по приглашению Ц:СА/Центра Современной Архитектуры с лекцией выступил американский художник и архитектор Вито Аккончи, который в 70-е с помощью первых портативных фотокамер исследовал границы собственного тела, а сейчас изучает влияние архитектуры на человека и наоборот 
           Вито Аккончи
Вито Аккончи – пионер видеоарта, начинал в знаменитой нью-йоркской  школе, которая в то время работала в жанре видео-перформанса. Тогда, по  словам художника, ни у кого не было ни компьютера, ни разных  электронных примочек, но было самое главное – переносная видеокамера.  Именно через нее, отбросив сравнительно привычный вид творчества –  поэзию, с которой он начинал, Аккончи принялся изучать собственное  тело, взаимодействие зрителя, творца и зоны общественного пространства.Проект «Дом мечты»
      Художнику всегда было интересно работать в пограничной зоне – в поэзии  он исследовал движение по листу бумаги, в видео – зону общественного и  частного пространства...  Например, в провокационном перформансе  «Требования» (Claim Excerpts), рассказывает художник, он, стоя перед  камерой, палкой прогонял появлявшихся на входе в галерею зрителей, и  пытался таким образом исследовать встречу зрителя и творца в созданном  им же пространстве. Постепенно Аккончи перешел от перформансов к  архитектурной инсталляции, а потом к настоящей архитектуре, для которой  он придумал целый свод правил.Задрапированный фасад миланского дома
      Первое что Аккончи определил для себя – это то, что публичная  архитектура не может делаться одним человеком и быть  индивидуализированной. Поэтому, открывая в 1988 году собственное бюро,  он решил, что над проектом всегда будет работать группа людей – а  именно, не менее трех человек. К тому же, признается автор, он не  имел четкого представления, как делается архитектура, и ему нужны были  профессионалы, с которыми он бы в итоге прорабатывал приходившие ему в  голову идеи. Скамейка
      Один из первых открытых им методов был принцип «перфорации», то есть  создание формы с помощью проделывания отверстий. Используя этот  принцип, он сделал проект для конкурса на WTC в Нью-Йорке – здание,  испещренное конусообразными дырами – которые автор объяснил следующим  образом: «если его когда-нибудь опять взорвут, пусть его сразу построят  взорванным». «Островок» в Австрии
      Другой метод – «камуфляжа» или «второй кожи», Аккончи использовал для  осовременивания одного миланского дома, обтянув его гигантской  металлической сеткой – что отдаленно напоминает проект полностью  обернутого в серебряную ткань Рейхстага скульптора Христо Явачева.  Похожим образом Аккончи оформил японский магазин одежды: фасад обтянут  металлической сеткой, посередине проткнутой дырой входа. Проект общественного парка над паркингом
      Еще один свой принцип – «разделение на полосы» – он применяет в  конкурсном проекте общественного пространства, где по заданию под  парковой зоной нужно было спрятать большой паркинг. Так получился  интересный ландшафт, в буквальном смысле слова изрезанный на ленты  подземных автодорог, засаженных поверх густыми газонами. В основном эти  полосы вторят направлениям трасс, а время от времени – выходят из  общего строя параллельных прямых и изменяют направление, как будто бы  «по собственной прихоти».Проект фонарей для Нью-Йорка
      Для проекта уличной скамейки Аккончи предложил метод «бесконечного  пространства». Скамейка состоит из двух колец, вставленных одно в  другое, и наклоненных под небольшими углами. Получается бесконечная  кривая, разновидность ленты Мебиуса, на которой, к тому же, можно не  только сидеть, но и лежать.       В Австрии на небольшой реке архитектор сделал искусственный островок,  соединенный с двумя берегами диагональными мостиками; островок должен  был стать одним из центров культурной жизни городка, в котором он  расположен. Он состоит из двух сфер переходящих одна в другую,  металлическая поверхность которых выгнута наподобие чешуи речной рыбы,  переливающейся на солнце.            Надо признать, что Аккончи особенно хорошо удается дизайн малых форм –  а именно их изгибание, сращивание и деформация. Но у архитектора  Аккончи также есть и проекты крупных зданий, сделанные по принципам  органической архитектуры и напоминающие раздутые, вытянутые по  диагонали капсулы – таковы проекты библиотеки в Мексике и общественного  центра в Сеуле.  
           |