Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.01.2013

Конкурс на неудачу

Объект:
Городской сад Абердина
Адрес:
Великобритания, None, Абердин.
Реконструкция площади Джордж-сквер
Адрес:
Великобритания, None, Глазго.
Мастерская:
Diller Scofidio + Renfro
OLIN

Два международных конкурса в Шотландии завершились отказом от реализации победившего проекта, в то время как во Франции архитектору удалось в суде доказать недопустимость реконструкции своей постройки без его на то разрешения.

Реконструкция площади Джордж-сквер © John McAslan & Partners
Реконструкция площади Джордж-сквер © John McAslan & Partners
В начале января публике были представлены работы финалистов конкурса на проект реконструкции Джордж-сквер, главной площади Глазго (бюджет 15 млн фунтов). Ее готовят к Играм Содружества, которые пройдут в городе в 2014, кроме того, ее нынешнее состояние (после «обновления» 1998) — без зелени и с покрытием из красного асфальта — давно вызывало возмущение горожан. Площадь возникла в конце 18 в. как частный сад, предназначенный для жильцов построенных вокруг таунхаусов. К концу 19 в. она стала общественным пространством со зданием ратуши в стиле эклектики, местом проведения политических митингов. На сегодняшний момент там находятся 13 памятников политикам и деятелям культуры, включая колонну со статуей Вальтера Скотта, а также «Кенотаф» в память о жертвах 1-й Мировой войны.
Реконструкция площади Джордж-сквер © John McAslan & Partners
Реконструкция площади Джордж-сквер © John McAslan & Partners

Незадолго до объявления результатов конкурса стало известно, что жюри из 4 экспертов выбрало лучший вариант, но инициатору реконструкции, главе городского совета Гордону Матесону (Gordon Matheson) не нравится ни один из шести проектов. Победителем все же был назван Джон МакАслан, известный своим ансамблем «Фабрика Станиславского» в Москве и реконструкцией вокзала Кингс-Кросс в Лондоне, причем его проект был самым сдержанным из предложенных. Несмотря на это, Матесон поспешил объявить, что проект не будет реализован, что протесты общественности, желавшей оставить всё, как есть, услышаны, и Джордж-сквер будет лишь немного обновлена (уберут красный асфальт и добавят зелень). Неожиданности такому ходу добавляет то, что на конкурс уже было потрачено почти 90 тыс. фунтов из бюджета Глазго, а больше всего горожанам не понравилась идея убрать с площади часть или даже все статуи, принадлежавшая самому главе совета и не отраженная в проекте МакАслана.
Площадь Джордж-сквер в Глазго. Современный вид. Фото Wikimedia Commons
Площадь Джордж-сквер в Глазго. Современный вид. Фото Wikimedia Commons

The Architects' Journal отмечает, что такой популистский ход Гордона Матесона явно направлен на то, что бы отвлечь публику от его собственных прегрешений. За два дня до отмены результатов конкурса полиция уличила его в непристойном поведении в общественном месте: как выяснилось, у живущего в гражданском союзе с мужчиной политика был роман на стороне, и теперь этот скандал может значительно уменьшить число его сторонников среди избирателей. Что касается победившего в конкурсе архитектора, Джон МакАслан не собирается сдаваться и планирует уговорить горожан и власти дать ход его проекту, причем он готов учесть их пожелания.
Реконструкция площади Джордж-сквер © John McAslan & Partners
Реконструкция площади Джордж-сквер © John McAslan & Partners

Более простой оказалась история другого конкурса на проект реконструкции общественного пространства — Городского сада (Юнион-террас-гарденс) в центре Абердина. В конкурсе 2011 победили бюро «Диллер Скофидио + Ренфро» и ландшафтные архитекторы OLIN, причем решение о реконструкции было утверждено на общегородском референдуме (хотя и с небольшим перевесом над сторонниками сохранения статус-кво).
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro

Финансирование проекта (140 млн фунтов) в значительной части было коммерческим, но, несмотря на это, сменившее в результате выборов 2012 в городском совете консерваторов лейбористское большинство посчитало его «проектом тщеславия», неуместным во время кризиса. Впрочем, голосование по проекту тоже не было единодушным: 22 против 20 членов совета при одном воздержавшемся.
Парк Юнион-Террас-гарденс в Абердине. Современный вид
Парк Юнион-Террас-гарденс в Абердине. Современный вид
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro

В этих двух сюжетах, кроме шотландского места действия, есть еще один общий момент: Глазго и Абердином, как и большинством городов Великобритании, управляют городские советы, чьих членов (представителей партий и независимых кандидатов) избирают прямым голосованием, а они уже выбирают из своего числа председателя. Несмотря на большую демократичность такой процедуры, она усложняет принятие и реализацию решений, поэтому горожане нередко мечтают о введении должности мэра (как это было в Бристоле, где первым градоначальником стал архитектор).
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro
Городской сад Абердина © Diller Scofidio + Renfro

Тем временем, по другую сторону Ла-Манша, в Арле суд принял сторону архитектора Анри Сириани (Henri Ciriani). Дирекция расположенного там археологического музея (Музея античного Арля), построенного по его проекту в 1995, расширила здание с помощью муниципального архитектора, серьезно нарушив его облик. Музей, облицованный синими керамическими панелями, принадлежит к числу «провинциальных» Больших проектов президента Франции Франсуа Миттерана, и за сохранение его первоначального облика выступали Docomomo, Ричард Майер, Рафаэль Монео, Кеннет Фрэмптон. Тем не менее, реконструкция была проведена, и теперь муниципалитету придется выплатить Сириани 30 000 евро в рамках возмещения ущерба (хотя снести «новообразование» суд все-таки не постановил).

Н. Ф.
Музей в Арле до и после «реконструкции». Фото с сайта bdonline.co.uk
Музей в Арле до и после «реконструкции». Фото с сайта bdonline.co.uk
Анри Сириани. Музей античного Арля. 1995. Вид до «реконструкции»
Анри Сириани. Музей античного Арля. 1995. Вид до «реконструкции»