Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.12.2012

«Рисунок поможет связать поколения»

Публикуем рассказ о недавно состоявшемся в Петербурге четвертом «Арх-митинге», написанный одним из его участников.

Арх-митинг в Санкт-Петербурге. Фотография предоставлена организаторами
Арх-митинг в Санкт-Петербурге. Фотография предоставлена организаторами

В субботу 24 ноября в стенах петербургского союза архитекторов состоялась четвертая и юбилейная встреча молодых архитекторов «Арх-митинг». Ровно год назад в том же месте и почти в то же время «Арх-митинг» уже собирал полный зал внимательных и заинтересованных людей. Нынешняя встреча вновь продемонстрировала важность события для архитектуры и города в целом.

В этом году организаторы выбрали для обсуждения весьма серьезную тему – «Связь поколений». Главными гостями стали архитекторы Михаил Кондиайн и Сергей Орешкин. Также с презентациями выступили Илья Филимонов и Дмитрий Потаралов, Анастасия Анисина и Максим Цыбин, Антон Скрябин и Максим Батаев.
Фотография предоставлена организаторами
Фотография предоставлена организаторами

После презентационной части Олег Манов задал каждому из гостей вопрос о том, что же означает каверзное словосочетание «связь поколений» и может ли это понятие рассчитывать отклик в умах архитекторов нашего города.

И тут обнаружилась одна любопытная, но характерная особенность темы. Дело в том, что в области преемственности поколений существует некоторая и, пожалуй, даже не «некоторая», а более чем серьезная недосказанность. Кто-то относится к опыту прошлых поколений с большим уважением и хочет у него учиться, кто-то – считает свое поколение не менее достойным творцом истории. Кому-то близок пассеизм, а кто-то авантюрно и без страха смотрит в лицо новому и неизведанному. Такие слова звучат на каждом шагу, но едва ли они могут  рассказать что-то об их авторах. Как это обычно бывает, далеко не все выступающие позволили себе быть до конца откровенными с аудиторией, в частности – при ответах на вопросы. Это и понятно, но здесь необходимо проанализировать ситуацию, попытаться ее изменить, в противном случае вектор развития арх-встреч рискует остаться неразоблаченным – а это уже совсем никуда не годится. Следует признать, что большинство участников и в этот раз не смогли четко сформулировать, что они готовы (и готовы ли) возрождать в городе.
Фотография предоставлена организаторами
Фотография предоставлена организаторами

Учитывая данные нюансы, организаторы решили сделать акцент на импровизационной части мероприятия – попытались вскрыть суть, инспирировав выброс творческой энергии посредством эскизирования на тему «паттерна» или «орнамента».

Орнамент – вещь эвентуально содержательная, и при ближайшем рассмотрении может открыть пониманию множество интересных фактов. Этим организаторы и воспользовались. Весь второй этаж дома союза архитекторов был поделен на четыре зоны, каждая из которых отвечала за возможную составную часть орнамента. В основу построения смысла каждой из зон легла коллизия принципов восприятия и созидания. В результате каждая из них предполагала, что посетитель должен совершить выбор или хотя бы обдумать предложение. И тут весь знаковый смысл выражался уже не словами, а разнообразными альтернативными способами выражения – кино, живопись, музыка. В одной из комнат были активно задействованы ощущения. Под гротескное мигание стробоскопа гости просовывали руки в черные коробки и пытались идентифицировать их содержимое. В другой комнате они наслаждались торжественной камерностью и умиротворением развевающихся полотен ткани, наблюдая невозможность соединения черно-белого с цветным. В третьей зоне ультрафиолет освещал выполненные в неожиданной манере известные всем полотна, а в четвертой – под пылающим холодом небом Бронзового зала Месмахера звучал рояль в тандеме с музыкальным треугольником .
Так рисовали эскизы орнаментов. Фотография предоставлена организаторами
Так рисовали эскизы орнаментов. Фотография предоставлена организаторами

Хотели гости того или нет, но выбор был сделан, листы разделены на четыре части, и каждая – добросовестно заполнена всплывшими то тут, то там образами, цитатами и самобытными символами. В конце все знаки выбора объединились в общую картину. Каждый участник мог сфотографироваться со своей работой у изготовленных на заказ зеркал, образующих полноценные паттерны из того, что было создано гостями.
Фотография предоставлена организаторами
Фотография предоставлена организаторами

Так рисунок складывался затем из четырех частей в зеркале. Фотография предоставлена организаторами
Так рисунок складывался затем из четырех частей в зеркале. Фотография предоставлена организаторами

Так что же превалирует в сознании молодого поколения архитекторов? Тяга к геометричности или живописности, к использованию цвета или монохромности, к простоте или сложности? Возможно, проведенное микроисследование хотя бы немного поможет понять, в будущее или прошлое направлен их поток мыслей. Возможно, удастся выявить преобладание черт каких-то конкретных эпох или напротив – обнаружить полное отсутствие цитат и увиденных образов. Так или иначе, рисунок поможет связать поколения. А каким он будет – ответ за архитекторами.
Лиза Бриллиантова
Фотография предоставлена организаторами
Фотография предоставлена организаторами