На берегу Рейна близ Бонна открылось новое здание Музея Ханса Арпа.
Музей Ханса Арпа
Здание железнодорожной станции Роландзек было построено в 1856 году, и вскоре стало популярным местом отдыха у знати и культурной элиты всей Европы. В напоминающей своим обликом итальянскую виллу эпохи Ренессанса постройке проводились концерты и званые обеды, там бывали королева Виктория, Отто фон Бисмарк, Генрих Гейне, Ференц Лист и Джордж Бернард Шоу. Первая мировая война положила конец увеселениям в Роландзеке, и только лишь в 1964 году на вокзале вновь начали проводить выставки и концерты; он быстро стал центром культурной жизни под руководством куратора Йоханнеса Васмута. Васмут основал там своего рода коммуну художников, которая процветала до самой его смерти в 1997 году. Опять наступило затишье, прекратившееся в 2004 году, когда Фонд Ханса Арпа и Софи Таебер-Арп, работы из коллекции которого выставлялись при жизни Васмута в подвальном зале вокзала, превратил предварительно отреставрированное здание в Музей Ханса Арпа. Но еще сам Васмут понимал, что 400 работам из собрания фонда не хватит места в здании XIX века даже при оптимальных условиях; поэтому еще в 1980-е годы он обратился к американскому архитектору Ричарду Майеру с просьбой о создании проекта нового здания музея – рядом. Реализации этого плана препятствовали различные затруднения, поэтому строительство удалось начать только в 2004 году, и заказчиком выступил уже не Васмут, а «Фонд Ханса Арпа и Софи Таебер-Арп». Вокзал Роландзек расположен у самого берега Рейна, а за ним отвесно поднимаются стены речной долины. Поэтому возвести новое здание можно было лишь на вершине расположенного рядом холма. Но особой проблемой для Майера стало соединение старой и новой постройки, так как склон между ними удобен для подъема альпинистам, но не рядовым любителям искусства. Майер предложил вырыть позади комплекса вокзала 40-метровый тоннель, ведущий в глубину холма. Оттуда посетители на лифтах поднимаются на высоту 40 метров, в коническую стеклянную башню нового музея, откуда открываются панорамные виды на долину Рейна. Принцип контраста подготавливает зрителя к восприятию многообразного художественного наследия четы Арп в светлых залах нового корпуса. Его связь с вокзалом усиливается разделением функций: в нижнем здании помещаются фойе, кассы, музейный магазин и библиотека, а все галереи расположены наверху. Бетонный тоннель под холмом подчеркнуто техничен и неприветлив, единственная оживляющая его деталь – 18-метровая светящаяся спираль скульптуры Барбары Траутманн «Каа». Совершенно другая среда ожидает посетителей в верхнем корпусе: его центром является просторное фойе, соединяющее все его три этажа. На нижнем уровне, кроме выставочных залов, расположены также административные помещения и образовательный центр.Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа. Башня с лифтовыми шахтами
Музей Ханса Арпа. Общий вид
Музей Ханса Арпа. Терраса
Музей Ханса Арпа. Тоннель со скульптурой «Каа»
Музей Ханса Арпа. Проект. Макет
|