На берегу Рейна близ Бонна открылось новое здание Музея Ханса Арпа.
Музей Ханса Арпа
Здание железнодорожной станции Роландзек было построено в 1856 году, и вскоре стало популярным местом отдыха у знати и культурной элиты всей Европы. В напоминающей своим обликом итальянскую виллу эпохи Ренессанса постройке проводились концерты и званые обеды, там бывали королева Виктория, Отто фон Бисмарк, Генрих Гейне, Ференц Лист и Джордж Бернард Шоу. Первая мировая война положила конец увеселениям в Роландзеке, и только лишь в 1964 году на вокзале вновь начали проводить выставки и концерты; он быстро стал центром культурной жизни под руководством куратора Йоханнеса Васмута. Васмут основал там своего рода коммуну художников, которая процветала до самой его смерти в 1997 году. Опять наступило затишье, прекратившееся в 2004 году, когда Фонд Ханса Арпа и Софи Таебер-Арп, работы из коллекции которого выставлялись при жизни Васмута в подвальном зале вокзала, превратил предварительно отреставрированное здание в Музей Ханса Арпа. Но еще сам Васмут понимал, что 400 работам из собрания фонда не хватит места в здании XIX века даже при оптимальных условиях; поэтому еще в 1980-е годы он обратился к американскому архитектору Ричарду Майеру с просьбой о создании проекта нового здания музея – рядом. Реализации этого плана препятствовали различные затруднения, поэтому строительство удалось начать только в 2004 году, и заказчиком выступил уже не Васмут, а «Фонд Ханса Арпа и Софи Таебер-Арп». Вокзал Роландзек расположен у самого берега Рейна, а за ним отвесно поднимаются стены речной долины. Поэтому возвести новое здание можно было лишь на вершине расположенного рядом холма. Но особой проблемой для Майера стало соединение старой и новой постройки, так как склон между ними удобен для подъема альпинистам, но не рядовым любителям искусства. Майер предложил вырыть позади комплекса вокзала 40-метровый тоннель, ведущий в глубину холма. Оттуда посетители на лифтах поднимаются на высоту 40 метров, в коническую стеклянную башню нового музея, откуда открываются панорамные виды на долину Рейна. Принцип контраста подготавливает зрителя к восприятию многообразного художественного наследия четы Арп в светлых залах нового корпуса. Его связь с вокзалом усиливается разделением функций: в нижнем здании помещаются фойе, кассы, музейный магазин и библиотека, а все галереи расположены наверху. Бетонный тоннель под холмом подчеркнуто техничен и неприветлив, единственная оживляющая его деталь – 18-метровая светящаяся спираль скульптуры Барбары Траутманн «Каа». Совершенно другая среда ожидает посетителей в верхнем корпусе: его центром является просторное фойе, соединяющее все его три этажа. На нижнем уровне, кроме выставочных залов, расположены также административные помещения и образовательный центр.Музей Ханса Арпа. Общий вид
Музей Ханса Арпа. Башня с лифтовыми шахтами
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа. Терраса
Музей Ханса Арпа
Музей Ханса Арпа. Проект. Макет
Музей Ханса Арпа. Тоннель со скульптурой «Каа»
|