Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.11.2012

Новости урбанистики: 27 октября – 6 ноября

Анна Мартовицкая

Транспортный коллапс на присоединенных территориях, «деловое кольцо Москвы», рейтинг самых благоустроенных городов России и «зеленые партизаны» – в нашем новом обзоре новостей урбанистики.

Конференции урбанистов
Скоро в Москве состоятся две крупные конференции, посвященные проблемам городов. 14-15 ноября в Международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоится форум «Умный город будущего». А 4-5 декабря пройдет Московский урбанистический форум, тема которого в этом году сформулирована как «Мегаполис в масштабе человека». Читая программы двух форумов, несложно убедиться, что главные темы во многом совпадают, а состав выступающих – очень разный: об «Умном городе» будут говорить главы администраций российских городов, их заместители и главные архитекторы, а на «Московский урбанистический форум» (см. программу) приглашено множество иностранных специалистов, в частности ожидается лекция Даяна Суджика, Алехандро Аравены (впрочем состав выступающих пока уточняется). Регистрация участников открыта.
Москве пора перестать удивлять мир
Портал Полит.ру публикует стенограмму публичной дискуссии с участием французского социального мыслителя Оливье Монжена (Olivier Mongin), состоявшейся в рамках российско-французского цикла «Мутирующая реальность» в клубе ZaVtra. Оливье Монжен посвятил свое выступление тому, как современные города вписываются в процесс глобализации, как меняются границы города, урбанизируется негородское пространство и деурбанизируется город. Участвуя в этой дискуссии, Сергей Кузнецов рассказал о проблемах Москвы, которой, по его убеждению, стоит поучиться у советских градостроителей: «В Генплане 1970-го года присутствовал очень разумный подход: доступность в городе функций для использования, не вызывающая маятниковых миграций, в которые мы сегодня погружены. Промзоны раньше заполняли собой потребность в рабочих местах – это был вызов того времени. Но промышленность уходит из городов – не только из Москвы, а вообще из городов. Образуются городские линзы, не заполненные рабочими местами, и мы получаем транспортный коллапс. Не потому, что у нас концентрация населения очень высокая – она такая же, как в других мегаполисах и городах. А потому, что заложенный старым генпланом функционал перестал работать. В новом генплане мы должны эти пустые линзы упразднить. Мы должны не просто корректировать город, а в первую очередь взять за основу те принципы из старого, 70-х годов, Генплана – и понять, почему он работал. Сравнить с тем, что сложилось к сегодняшнему дню. Это довольно легко, честно говоря. Попробовать, не выкидывая вместе с водой ребенка, вернуться обратно и «отремонтировать» нынешний дисбаланс».

На заседании коллегии стройкомплекса Москвы Сергей Кузнецов перечислил приоритетные проекты города: строительство на периферии и новых территориях, работа с пром- и природными территориями, создание «многофункциональных районов застройки в «новой Москве». В центре города планируется все упорядочить: систему городской навигации, графику, рекламу, вывески, подсветку. «Я считаю, что сегодня Москве не нужно поражать мир, возводя крупные, заметные сооружения. Наша столица должна удивлять разумным, взвешенным подходом к созданию среды обитания», – добавил он. Многие выступавшие на коллегии чиновники говорили о том, что градостроительная политика современной Москвы основывается на полицентричном развитии города, а потому к инвесторам, которые берутся сейчас за освоение каких-то территорий, предъявляется требование обеспечить комплексность застройки. Иными словами, они обязаны строить не только жилье, но и все социальные объекты, город же, в свою очередь, готов оказать им в этом любую поддержку. В частности, он предоставляет им для этого бесплатно землю. Кроме того, утвержден упрощенный порядок прохождения проектной документации – в течение месяца и не через градостроительно-земельную комиссию, как это делается со всеми остальными объектами, а через специальную рабочую группу. Еще одна инициатива чиновников, призванная облегчить процесс застройки присоединенных территорий, коснется процедуры изъятия земель. Ее планируется сократить до пяти месяцев, а в перспективе и вовсе упразднить.

Свои варианты решения некоторых московских проблем на прошлой неделе предложили выпускники «Стрелки» – подборку из пяти наиболее интересных проектов публикует журнал «Афиша». В частности, молодые урбанисты отвечают на вопросы о том, как и чем можно помочь московским пешеходам, что делать с пустырями в Тропарево-Никулино и как улучшить жизнь в отдельно взятом Измайлово.

Проект Татьяны Мамаевой по реорганизации пешеходных пространств Москвы © Татьяна Мамаева
Проект Татьяны Мамаевой по реорганизации пешеходных пространств Москвы © Татьяна Мамаева

Коллапс Большой Москвы
На прошлой неделе региональный министр инвестиций и инноваций Дмитрий Левченков сообщил «Известиям», что до конца текущего года подмосковные власти намерены определить конкретные участки под строительство шести бизнес-центров, которые составят так называемое «деловое кольцо» Московской области. Пока рассматриваются территории в районах Химок, Солнечногорска, Новокосино, Котельников, а также аэропортов Домодедово и Внуково. Отдельно «Известия» рассказывают о далеко идущих планах мэра города Троицк Владимира Дудочкина, который объявил о своем намерении обратиться в столичное правительство и Мосгордуму с предложением изменить территориальное деление присоединенных земель. По его мнению, более 20 поселений в новых границах Москвы нужно объединить в 3–4 крупных городских округа. К самому Троицку он предлагает присоединить еще три населенных пункта.

Впрочем, жители Троицка энтузиазм своего градоначальника не разделяют. И без присоединения к городу новых населенных пунктов жизнь его обитателей существенно осложнилась после того, как они стали москвичами. Уже более 800 человек подписали обращение к мэру Москвы Сергею Собянину, посвященное крайне тяжелой транспортной ситуации, сложившейся на Калужском и Киевском шоссе – трассах, соединяющих Троицк со «старой» Москвой. Поток автотранспорта на них постоянно увеличивается по причине резкого роста темпов и объемов строительства жилья и объектов коммерческой инфраструктуры, а другого способа добраться до метро, кроме как на автобусе или на машине, у людей нет, так как ни с одной из железнодорожных линий Троицк не связан. Добираясь до работы по 3–4 часа ежедневно, люди доведены до отчаяния и в знак протеста готовы перекрыть Калужское шоссе. Газета РБК Daily, решившая проанализировать проекты, реализуемые на присоединенных территориях, не радует жителей Троицка хорошими новостями: лишь на конец текущего года намечены подготовительные работы по реконструкции Калужского шоссе, однако в Адресной инвестиционной программе на 2013–2015 годы средства на расширение трассы не заложены; затихли разговоры и о строительстве дополнительной ветки метрополитена в Коммунарку, на которой должна была находится станция «Парламентский центр».
Малые города
А пока Москва ищет способы повышения комфортности своей среды обитания, некоторые малые города России уже могут похвастаться реализованными проектами по улучшению качества жизни. Журнал «Сити-менеджер» рассказывает об итогах Всероссийского конкурса лучших городских практик по Центральному федеральному округу, в котором были отмечены проекты Плёса, Калуги, Воронежа и подмосковного Одинцово. А «Российская газета» сообщает о том, что рейтинг самых благоустроенных городов России  возглавили два средневолжских города – Саранск и Ульяновск.

ИА REGNUM рассказывает о проекте развития Старой Ладоги и превращению этого города в крупный туристический и культурный центр. Предполагается, что данный проект будет для Северо-Западного федерального округа РФ пилотным, а разработанная на его основе схема комплексного возрождения исторических мест будет затем применена в других субъектах РФ.
Мечты–мечты
Сиб.фм публикует очерк-фантазию на тему, как мог бы выглядеть через 40 лет Новосибирск, если бы применил методы реорганизации транспортной инфраструктуры, использованные бразильским городом Куритиба, который, как пишет автор, «после прихода к власти мэра Жайме Лернера и трех десятков лет шоковой терапии для транспортной отрасли, Куритиба стала хрестоматийным примером и главным объектом подражания мировых урбанистов». Начинается «Бразильский сериал» в 2014 году, когда «в одночасье все разумные и неравнодушные люди понимают, что реализуемые транспортные проекты абсолютно бессмысленны, и ждать от них пользы не стоит», а заканчивается аж в 2050 году, когда исторический центр становится пешеходным, деловая активность рассредоточена по всей территории города, запущен новый вид общественного транспорта – метробусы, а для самых упорных автомобилистов построены восемь крупных перехватывающих парковок.
Сравнительный анализ состояния транспортной инфраструктуры в Куритибе и Новосибирске. Изображение с сайта sib.fm
Сравнительный анализ состояния транспортной инфраструктуры в Куритибе и Новосибирске. Изображение с сайта sib.fm

Зелень и партизаны
Впрочем, даже освободив города от машин, вряд ли можно в одночасье сделать их более комфортными. Куда лучше с этой задачей справятся зеленые насаждения. О новом городском тренде – «Партизанском садоводстве» – рассказывает сайт Экодрайв.  Активисты, называющие себя «зелеными партизанами», лишь недавно появились в России, но уже успешно преображают отдельные городские районы с помощью цветочных бомб и других экологических хитростей.

Портал Urbanurban рассказывает о том, как пустыри и прочие неблагоустроенные городские пространства озеленяются в Берлине.  И, наконец, еще один пример живительного озеленения территории – в Нью-Йорке заброшенная железная дорога в Нью-Йорке преобразована в парковую зону.