Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.11.2012

Оригами в ландшафте

Анна Мартовицкая

С 25 по 29 октября в «Доме на Брестской» прошел традиционный осенний фестиваль «Взгляд из дома». В этом году смотр ландшафтной архитектуры проводился уже в тринадцатый раз, и впервые его главными героями стали масштабные градостроительные проекты.

«Кольцо парков Подмосковья». Авторский коллектив: Александр  Хомяков, Анастасия  Степанюк, Мария Рудаковская, архитектурное бюро компании «СитиСтройСервис». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
«Кольцо парков Подмосковья». Авторский коллектив: Александр Хомяков, Анастасия Степанюк, Мария Рудаковская, архитектурное бюро компании «СитиСтройСервис». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Гран-при XIII фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» был присужден программе  развития рекреационных территорий вокруг Москвы (авторский коллектив: Александр  Хомяков, Анастасия  Степанюк, Мария Рудаковская, архитектурное бюро компании «СитиСтройСервис»). Концепция, получившая название «Кольцо парков Подмосковья», представляет собой живописное ожерелье благоустроенных зон отдыха, которое фактически дублирует трассировку будущей ЦКАД. Всего таких парков тринадцать, их площадь варьируется от 100 до 150 га, и друг от друга они расположены на расстоянии 20-45 км. Фактически этот проект предлагает сформировать в Московской области новый пояс объектов притяжения туристической активности, расположенный точно посередине между городами Золотого кольца и столицей. А для того, чтобы сделать новые зоны отдыха более привлекательными, авторы проектируют их максимально разными, нанизывая на «бетонку» поочередно полифункциональные парки, то есть предлагающие самые разные форматы проведения досуга, и специализированные, у каждого из которых будет какая-то своя «фишка», способная заинтересовать даже жителей других областей. По мнению одного из членов жюри фестиваля, главного редактора журнала «Архитектурный вестник» Дмитрия Фесенко, который первым и номинировал «Кольцо парков Подмосковья» на Гран-при смотра, этот проект – замечательная альтернатива и пафосному «Парку Россия», который власти намерены построить в Домодедовском районе, и лучевому развитию Большой Москвы в целом.
Парк в пойме реки Яуза. Авторский коллектив: Галя Лихтерова,  Екатерина Самухина, Оксана Заболоцкая, Екатерина Феофанова, ОАО «ИЭПиИ». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Парк в пойме реки Яуза. Авторский коллектив: Галя Лихтерова, Екатерина Самухина, Оксана Заболоцкая, Екатерина Феофанова, ОАО «ИЭПиИ». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

Еще один парк – в пойме реки Яуза (авторский коллектив: Галя Лихтерова,  Екатерина Самухина, Оксана Заболоцкая, Екатерина Феофанова, ОАО «ИЭПиИ») – стал лауреатом фестиваля в номинации «Общегородские территории». Расположенный в Северном Медведково, между улицей Сухонской и Олонецким проездом, этот парк общей площадью 51,5 га не имеет громкого названия, но очень любим местными жителями. Работы по его реконструкции продолжались с мая по август этого года: здесь появились велодорожки, детские и спортивные площадки, скейтдром и места для пикников. Также в районе парка было очищено русло реки Яузы, а для тех, кто активному отдыху предпочитает созерцательный, установлены новые скамейки и беседки.

В номинации «Проект общегородских территорий» лучшей была признана концепция комплексного развития территории набережной 62-й Армии в Центральном районе г. Волгограде (авторский коллектив: архитектурно-ландшафтный центр «Грин АРТ»  при участии  В.А. Русанова, А.В.Чуйкова, З.А. Чуйковой). Одну из главных набережных города архитекторы предлагают максимально насытить функциями – согласно проекту, здесь должны появиться кафе, ресторан, выставочный зал, павильоны, яхт-клуб и дебаркадеры, спортивная зона, пешеходный променад с велодорожкой и даже, возможно, жилье. Все вновь возводимые объекты трактованы не как капитальные сооружения, а, скорее, как павильоны – элегантные, легкие и неуловимо напоминающие аналогичные постройки голландских или, скажем, датских архитекторов.
Концепция комплексного развития территории набережной 62-й Армии в Центральном районе г. Волгограде. Авторский коллектив: архитектурно-ландшафтный центр «Грин АРТ»  при участии  В.А. Русанова, А.В.Чуйкова, З.А. Чуйковой. Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Концепция комплексного развития территории набережной 62-й Армии в Центральном районе г. Волгограде. Авторский коллектив: архитектурно-ландшафтный центр «Грин АРТ» при участии В.А. Русанова, А.В.Чуйкова, З.А. Чуйковой. Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

В номинации « Городские дворовые пространства» первое место жюри решило не присуждать – по словам Дмитрия Фесенко, ни одна из представленных на конкурс работ «до стандарта не дотягивала». «Серебро» же в этой номинации получили сразу два проекта – благоустройство квартала в жилом комплексе «Южный берег» в Красноярске (авторский коллектив: Ольга Смирнова, Ольга Сорокина, Татьяна Зверева, проектно-производственная  ландшафтная фирма «Сады Семирамиды») и сад на крыше клубного дома «Тихвин» в Екатеринбурге (авторский коллектив: Светлана Окулова, Владимир Кучин, Анастасия Фокина, Светлана Окулова (младшая), Павел Обелец, ООО «Тектоника»). И если красноярский проект представляет собой вполне традиционное дворовое пространство с детскими площадками и спортивными уголками, то о «Тихвине» следует сказать отдельно. В местной екатеринбургской прессе этот дом скромно именуется «главной цитаделью свердловской элиты», и сад на его крыше разбит соответствующий. Сложный рисунок дорожек, зеленый лабиринт, детская площадка, для пущей безопасности обнесенная прозрачным ограждением, арки и лестницы – кажется, здесь нет ни одного элемента, который бы не пытался работать на поддержание респектабельного образа.
Сад на крыше клубного дома «Тихвин» в Екатеринбурге. Авторский коллектив: Светлана Окулова, Владимир Кучин, Анастасия Фокина, Светлана Окулова (младшая), Павел Обелец, ООО «Тектоника». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Сад на крыше клубного дома «Тихвин» в Екатеринбурге. Авторский коллектив: Светлана Окулова, Владимир Кучин, Анастасия Фокина, Светлана Окулова (младшая), Павел Обелец, ООО «Тектоника». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

И если среди реализованных проектов дворовых пространств безоговорочного победителя не нашлось, то среди концепций «золото» все же было вручено. Первое место в номинации «Проект городских дворовых пространств» было присуждено еще одному саду на крыше, а именно зеленому оазису, венчающему многофункциональный комплекс «Негоциант» (Татьяна Бахарева, дизайн-студия «Мир цветов»). В элитке на Якиманке будет разбит целый парадный парк с фонтаном и статуями, правда, пешеходы и автомобилисты об этом вряд ли когда-нибудь догадаются.
Саду на крыше многофункционального комплекса «Негоциант». Татьяна Бахарева, дизайн-студия «Мир цветов».  Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Саду на крыше многофункционального комплекса «Негоциант». Татьяна Бахарева, дизайн-студия «Мир цветов». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

В самой многочисленной номинации фестиваля «Приусадебные участки» награды в этом году были вручены по совокупности заслуг. Фактически жюри выбрало не лучшие проекты, а лучших авторов, работающих в этом жанре. Ландшафтное бюро «Хонка Лэнд» получило «золото» за два проекта – «Англо-русский сад» и «Чистый минимализм», а группа компаний «Арбор» аж за три – благоустройство частных участков в Хосте и двух подмосковных поселках. Что касается «Хонки», то она верна себе – и в том, и в другом случае максимально разнообразно используется дерево, естественная теплая фактура которого и становится главным украшением проектов. «Арбор» делает ставку на весь спектр «ландшафтных» материалов, создавая фантазийные парки с искусственными холмами, террасами и альпийскими горками. В поселке «Маленькая Италия», например, архитекторы превратили территорию площадью около 10 га в эффектное поместье, где большая часть сооружений скрыта под рукотворными валами, которые одновременно служат заменой заборам.
Работы ландшафтного «Хонка Лэнд». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Работы ландшафтного «Хонка Лэнд». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

Работы группы компаний «Арбор». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Работы группы компаний «Арбор». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

А вот среди еще не реализованных проектов частных приусадебных участков жюри выделило конкретную работу – благоустройство частного сада в Лодейном Поле, Ленинградская область (авторский коллектив: Юрий Фоменко, Анна Адасинская, Мария Морозова Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ»). В плане сад имеет форму неправильного овала, внутри которого архитекторы организуют цветники, аллеи, водоем и живописно извивающиеся дорожки.
Благоустройство частного сада в Лодейном Поле, Ленинградская область Авторский коллектив: Юрий Фоменко, Анна Адасинская, Мария Морозова Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
Благоустройство частного сада в Лодейном Поле, Ленинградская область Авторский коллектив: Юрий Фоменко, Анна Адасинская, Мария Морозова Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ». Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

И хотя «Взгляд из дома» – фестиваль, посвященный ландшафтной архитектуре, он традиционно не обходит своим вниманием объекты, вокруг и ради которых обычно создаются рукотворные ландшафты. Правда, поскольку для данного смотра постройки играют все же второстепенную роль, соответствующим образом названа и номинация, им посвященная. В этом году первое место в разделе «Предмет в ландшафте» завоевали сразу два объекта – «Оранжерея» Тотана Кузембаева и «Дачное оригами» Петра Костелова. Постройка Кузембаева представляет собой домик-теплицу с прозрачными кровлей и стенами, «надетыми» на деревянный каркас, который завораживает своим лаконизмом и кажущейся простотой. Объем Костелова, наоборот, интригует замысловатой композицией – белоснежный павильон из дерева и металла действительно сложен по принципу оригами, где модули разного размера образуют сложную систему перетекающих друг в друга пространств. И если «Оранжерея» абсолютно самодостаточна и с окружающим пейзажем взаимодействует, в основном, за счет стеклянных фасадов и растущей за ними зелени, то «Дачное оригами» – это объект, вступающий в самый активный контакт с пространством участка: здесь нет ни традиционных окон, ни дверей, лишь ниши различной глубины и лестницы, ведущие на эксплуатируемую кровлю. Правда, на случай непогоды Петр Костелов предусмотрел горизонтальные и вертикальные маркизы, закрывающие световые проемы, так что павильон хоть и максимально открыт природе, но всегда готов защитить своих обитателей от ветра и дождя.
Оранжерея. Тотан Кузембаев. Фото Ильи Иванова
Оранжерея. Тотан Кузембаев. Фото Ильи Иванова

«Дачное оригами». Петр Костелов. Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»
«Дачное оригами». Петр Костелов. Фотография предоставлена дирекцией фестиваля «Взгляд из дома»

Не обошел своим вниманием фестиваль и произведения лэнд-арта. Правда, здесь выбор был более чем очевиден: лучшим в номинации «Арт-объект» стало самое заметное произведение года – скульптурная инсталляция Николая Полисского «Вселенский разум».